Некоторые мировые авиакомпании на этой неделе отменяли рейсы в Израиль и Иран. Всему виной очередной виток ближневосточного конфликта. В прошлое воскресенье Иран нанес ответный удар по Израилю, а в конце этой недели Израиль нанес ответный удар на ответный удар. Теперь, как говорится: «Мяч снова на стороне Ирана». Продолжится ли обмен ударами, попытался понять специальный корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
Восток – дело тонкое, и единоборства здесь не всегда поединок. Сначала надо с тенью научиться драться. В карате это называется ката. Суть – отточить стиль и мощь показать.
Упражнение первое. Стиль «коварный удар в логово врага». 1 апреля израильские истребители F-35 атакуют Сирию – выпускают шесть ракет по дипломатическому кварталу Дамаска, полностью разрушают здание иранского консульства и убивают 13 человек. Семеро из них – иранцы, в том числе два генерала Корпуса стражей исламской революции.
«Мы установили простой принцип: кто вредит нам, тому вредим мы», – отметил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
Это можно расценивать как «казус белли», то есть повод к началу войны. Но она не начинается.
Упражнение второе. Стиль «Обещания страшной кары». Мир ждет ответа от Ирана. Тегеран заранее предупреждает Тель-Авив о времени, способах и местах нанесения ответных ударов. Израиль и коалиция, по некоторым данным, еще накануне вечером поднимают в воздух почти полторы сотни истребителей. На каждого пришлось по три ракеты или дрона. Бьют по тем территориям, которые Израиль захватил в 1967 году в ходе шестидневной войны. Основные цели: крупный разведывательный центр в горном массиве на границе с Сирией и авиабаза в пустыне Негев, с которой самолеты вылетали бомбить консульство в Дамаске. Израиль докладывает о том, что большая часть дронов и ракет сбиты за пределами воздушного пространства страны. Иран говорит о стопроцентном успехе военной операции.
«Мы не использовали такие ракеты, как «Хорремшахр», «Саджил», «Шахед Хадж Касем», «Хайбаршекан» или «Гиперзвук-2». Мы заставили Израиль и западный лагерь использовать максимум вооружения при всего лишь минимальных усилий с нашей стороны», – отметил командующий ВКС Корпуса стражей исламской революции Амир-Али Хаджизаде.
Израиль и союзники сбивали в основном дроны. Один такой стоит от 10 до 40 тысяч долларов. Одна ракета ПВО в зависимости от класса – от миллиона до 3,5 миллиона. На всю атаку Иран потратил около 180 миллионов долларов, у Израиля цифры на порядок выше.
«Это порядка четырех-пяти миллиардов шекелей, чтобы мы смогли сбить все, что у них было. От миллиарда до миллиарда 300 миллионов долларов – стоимость одной ночи», – рассказал экс-советник генштаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) по финансам, бригадный генерал запаса Рам Аминах.
Противника в воздухе ожидали сотни самолетов израильских ВВС и их союзников. Сбили 99% всего, что летело со стороны Ливии, Йемена, Ирака и Ирана.
«Это была всего лишь разведка боем. Иранцы вскрыли позиции ПВО, ракетные позиции и так далее, посмотрели, насколько защищены их аэродромы, базы, и затаились. Ответочка получилась», – рассказал полковник, военный эксперт Виктор Баранец.
Как известно, «лучший бой тот, который не состоялся». Это тоже восточная мудрость. Сколько будут продолжаться бои с тенью, предсказать не может никто. Пока объявлен перерыв между подходами. Все это больше похоже на то, как в советских дворах, нападая на хулигана, кричали: «Держите меня семеро».
Подробнее в сюжете: Программа Вместе