125 лет назад родился Владимир Набоков, самый известный русский эмигрант, автор «Лолиты», любитель бабочек и шахмат. До 20 лет писатель жил в Санкт-Петербурге. О том, как места детства помогли сформировать личность мастера, рассказывает корреспондент «МИР 24» Елена Куршук.
«Историческая дверь из ореха: через нее Набоковы попадали в свой дом. Именно ее не раз касался руками Володя Набоков», – отметила экскурсовод музея Набокова Зоя Потапова.
Здесь он появился на свет в 1899-м году. Отец Владимир Дмитриевич в то время – известный политик. Мать Елена Ивановна – наследница богатого золотопромышленника. Первенец купался и в золоте, и в любви.
«Она ему позволяла все, давала в детстве свою шкатулку с драгоценностями, и он играл, перебирая ее цветные камушки. Он еще такую особенность от мамы унаследовал как синестезию: для него, как и для нее| слова, буквы и звуки были окрашены в определенный цвет», – рассказала Зоя Потапова.
«Среди 50 слуг в этом доме была даже старушка-библиотекарь, так ее называл сам Набоков. Она проставляла фамильные печати на каждом экземпляре. Книги русском, английском и французском. Набоков читал в оригинале», – рассказала Елена Куршук.
Самым страшным наказанием для мальчика было лишение чтения. Если и это не помогало, отбирали сачок.
«Вообще первую бабочку он поймал в возрасте шести лет. С тех пор любовь к бабочкам его не покидала, он продолжал их ловить всю жизнь», – отметила Зоя Потапова.
Уже позже, в Кембриджском университете, продолжил изучать зоологию. Открыл больше 50 новых видов и сам придумал названия на латыни.
«Впоследствии уже энтомологи современные стали бабочкам давать имена персонажей Набокова, то есть есть бабочка Лужин, Лолита, Гумберт Гумберт, Машенька», – рассказала Зоя Потапова.
Из дома в центре Петербурга маленького Володю увозили «отдохнуть от городского климата» в Рождествено. Стены и бальные залы набоковской усадьбы описаны в автобиографическом романе «Другие берега».
«Здесь им были написаны первые стихи, первая серьезная любовь здесь случилась – встреча с Шульгиной, первые ощущения мира», – отметила экскурсовод музея-усадьбы Рождествено Валентина Седышева.
Сегодня здесь активно идут экскурсии, даже несмотря на масштабную реставрацию. Рассказывают, как летние вечера в Рождествено проводили за шахматами. А потом появился «шахматный роман» – «Защита Лужина», и рассказ «Мадмуазель О» – о гувернантке тоже родом отсюда.
«Владимир Набоков помнит, что француженка не знала ни одного слова по-русски, кроме слова «где». Она стояла и в темноту со ступенек кричала: «Хте, хте», – она так хотела найти своих подопечных», – рассказала Валентина Седышева.
«Уже в зрелом возрасте Набоков, известный писатель, нарисовал карту родных мест. Назвал ее «Набоковские земли Санк-Петербургской губернии». Изначально подписал все на английском, но местные экскурсоводы перевели на русский. Вот родная усадьба Рождествено. И как всегда фирменная метка – бабочка», – отметила корреспондент.
В 20 лет Владимир Набоков навсегда покинул Россию и лишь иногда отправлял сюда своих литературных героев.
В Санкт-Петербурге стартовал Набоковский фестиваль, он продлится до середины недели.