Для отечественной журналистики сегодня памятный день. Ежегодно 5 мая в СССР отмечали День печати. Этот праздник был приурочен к выходу первого выпуска газеты «Правда», которая служила главным рупором страны советов. О том, как развивались печатные СМИ в советское время, кто такие журналисты из народа и как была устроена редакционная кухня, расскажем в материале MIR24.TV.
«Не читайте до обеда советских газет», – говорил герой знаменитой булгаковской повести в 1925 году. Однако и без этого категоричного предостережения в начале 20-х годов печатная периодика переживала не лучшие времена. Только что закончилась Гражданская война, привычная картина мира рухнула, образовался дефицит грамотных авторов, возникла нехватка бумаги, краски и другой полиграфической печати. Газеты покупались реже, тиражи падали. Это время вошло в историю отечественной журналистики как послереволюционный кризис печати.
Чтобы преодолеть плачевную тенденцию, нужны были решительные действия. Понимая, какое значение играет пресса в формировании политических и общественных процессов, партийное руководство взяло под контроль периодику. Финансирование газет полностью перешло на бюджетные средства, часть изданий была закрыта, стали организовываться курсы для журналистов, появились полиграфические комбинаты, наладилась бумажная промышленность.
В итоге тиражи пошли вверх. Если в 1928 году в СССР издавалось около двух тысяч газет общим тиражом 9,5 миллионов экземпляров, то в 1938 году выпускалось уже более восьми тысяч наименований газет с тиражом 38 миллионов.
При этом каждый советский гражданин мог выбрать чтиво по душе. Любители художественной публицистики выписывали «Литературную газету». Спортивные новости публиковали в «Красном спорте». Для женщин регулярно выходила «Работница», для детей – «Пионерская правда» и «Ленинские искры». Среди наиболее популярных изданий в различные годы советской эпохи фигурировали «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Известия». В конце трудового дня люди скупали «Вечёрки».
Помимо центральных и областных газет, активно развивалась многотиражная печать. В народе такие издания называли просто «многотиражки». Их выпускали практически при каждом заводе, колхозе, институте. В них писали о жизни и трудовой деятельности предприятий, продвигали идею выполнения планов, освещали проблемы и достижения коллектива. «Советское земледелие», «Водный транспорт», «Крестьянская газета», «За индустриализацию», «Тяжелое машиностроение», «Медицинский работник» и т.д.
К началу 70-х в стране насчитывалось больше 3800 многотиражных изданий. Их основными авторами были рабселькоры. По сути, это самодеятельные журналисты из народа, которые добровольно присоединялись к деятельности прессы.
На фоне развития «многотиражек» возник целый ряд новых специальностей: рабкоры, селькоры, военкоры, стенкоры, пионеркоры, аулкоры, копкоры (писали о кооперации). Новая власть, активно продвигавшая принципы народности и массовости печати, поддерживала и поощряла таких энтузиастов. К середине 70-х с печатной прессой активно сотрудничали около 6 миллионов рабочих и колхозников.
Большую работу с рабселькорами проводили знаменитые советские авторы. Максим Горький постоянно вел переписку с рабочими и сельскими корреспондентами, давал им ценные советы и называл их «кандидатами в интеллигенцию». Многократно выступал перед рабселькорами и Владимир Маяковский, посвятивший им свои стихи: «Рабочий корреспондент», «Селькор», «Баллада о бюрократе и о рабкоре».
Главной газетой в СССР всегда считалась «Правда». На ее страницах печатали постановления органов власти, официальные речи партийных деятелей и прочую информацию государственной важности. Дата ее создания – 5 мая 1912 года – официально отмечалась как День советской печати.
На производство «Правды» не жалели ни сил, ни денег. У газеты была своя типография в Москве, а для оперативной доставки экземпляров в Ленинград действовала специальная авиалиния, на которой работали лучшие пилоты страны, способные летать в любую погоду.
В период Великой Отечественной войны на первый план вышли фронтовые газеты. Главной среди них оказалась «Красная звезда». Через ее редакцию успели пройти такие знаковые писатели и публицисты, как Михаил Шолохов, Алексей Толстой, Всеволод Вишневский, Константин Симонов, Андрей Платонов, Василий Гроссман.
Издавались также флотские, партизанские, армейские газеты. Боевой дух граждан поддерживала сатирическая периодика с множеством занятных карикатур. На оккупированных территориях передавались подпольные брошюры, а с воздуха разбрасывались листовки и воззвания.
После войны потребовалось несколько лет, чтобы восстановить многомиллионные тиражи советских изданий. Каждое последующее десятилетие пресса подстраивалась под общественные и политические процессы. Оттепель, эпоха «застоя», перестройка – вместе со сменой режимов изменялись повестка, цензура, принципы работы печатных СМИ.
К началу 90-х в СССР издавалось 8434 газеты с годовым тиражом в 47,9 миллиардов экземпляров. Выходило, что каждая советская семья выписывала как минимум по одной газете ежемесячно.
Всем читателям советской периодики знаком характерный керосиновый запах свежего оттиска. Все дело в краске, которую использовали при технологии высокой печати. Эта метод был самым распространенным способом производства газет в СССР. Высокий способ печати предполагал нанесение текста посредством рельефной матрицы. Принцип работы прост: на выступающие печатные формы наносили вязкую краску, затем прижимали к листу, получая отпечаток. С появлением современных технологий высокую печать стали применять гораздо реже. Тем не менее этим способом и сейчас тиражируют некоторые виды газет, книг, справочников, прочей периодики.
Закулисье советских типографий хранит множество занятных фактов. Например, профессию с необычным названием – метранпаж. В обязанности такого специалиста входила верстка газеты. От него главным образом зависело искусство шрифтового оформления издания, а также гармоничного расположения всех частей набора.
Впрочем, заботиться об эстетической стороне выпуска обычно времени не было, ведь в журналистике оперативность всегда стояла на первом месте. Метранпажи, вынужденные работать в самые сжатые сроки, использовали устоявшиеся способы верстки «внакрут» (когда один материал ставится вслед за другим) и традиционное расположение отделов по страницам.
В 30-е годы для автоматизации процесса стали использовать макеты. Изначально работа с макетами ложилась на выпускающего редактора, который расписывал места для заголовков, публикаций, иллюстраций, их расположение и размер. Позже задачи макетирования перешли к специалистам, досконально изучившим все тонкости ремесла. К примеру, опытный макетчик понимал, как движется взгляд читателя по газете и располагал материалы по степени важности. А еще он мог «рубить хвоста» – то есть беспощадно сокращать заметки из-за недостатка места.
Чтобы избежать нелепых опечаток, материалы просматривал дежурный по номеру, или «свежий глаз». В задачи такого сотрудника входила финальная проверка газеты перед сдачей в печать. Он был последним, кто вычитывал номер после редактора, корректора и даже выпускающего.
Важнейшим звеном в подготовке газетного выпуска был ответственный секретариат. В современном понимании – это организационно творческий центр, эдакий «штаб редакции», отдел, разрабатывающий тактику действий и воплощающий ее в жизнь. Ответственный секретарь и его заместители отвечали за правильное функционирование всего коллектива, контролировали исполнение редакционных заданий и сдачу номеров в срок.
Во многих советских редакциях также работали секретари-машинисты, корректоры, литературные сотрудники, фотографы, художники-ретушеры, линотиписты, бухгалтеры, курьеры. Конечно, ни один газетный выпуск невозможно представить без труда пишущих журналистов и корреспондентов. Нередко именно они и брали на себя функции всех вышеперечисленных сотрудников. Так, в небольших локальных изданиях штат газеты мог состоять всего из двух человек: редактора и журналиста. Иногда эту компанию дополнял фотокорреспондент, работавший на полставки.
Подробнее в сюжете: 100 лет СССР