Телеканал «МИР» собрал в своем коллективе множество уникальных специалистов: талантливых журналистов, операторов, ярких и харизматичных ведущих – настоящих виртуозов своего дела. Каждый из них мог бы создать собственную школу профессионального мастерства. Чтобы читатели могли заглянуть вглубь профессии, MIR24.TV публикует серию интервью, в которых звезды телеканала делятся секретами своего успеха.
О том, как научиться публично выступать, как владеть аудиторией и красиво говорить, рассказала ведущая телеканала «МИР», член Общественной палаты Московской области Гузель Камаева.
Гузель, вы уже 14 лет в профессии, за вашими плечами более 50 тыс часов телеэфиров. Скажите пожалуйста, почему так важно научиться правильно и убедительно говорить, в том числе публично? Какие возможности это дает?
– Мы живем во времена публичного пространства. И если вас в нем нет, то вы не заметны, не проявлены, а значит и не заявлены ни как эксперт, ни как личность, ни как профессионал. Повторюсь: такое время. Хорошо это или плохо – не важно. Это просто факт. Политики, публичные люди, государственные служащие, чиновники, бизнесмены и многие другие сегодня это понимают. Они прибегают к занятиям с медиатехнологами и тренерами по публичным выступлениям. Потому что для этих людей важно вести за собой, быть убедительными и самое главное – верить в то, что они говорят. Для этого необходимо прокачивать навыки правильно говорить везде и всегда.
Сегодня информационное поле перенасыщено новостями, событиями, знаниями, и если в первые восемь секунд спикер не смог завлечь аудиторию, он ее потерял. Таковы реалии! Поэтому когда вы выходите на сцену, важно уметь управлять впечатлением, создать со зрителем контакт, иначе весь ваш заготовленный спич, который вы тренировали две недели, будет зарублен на корню. Правильная речь в настоящее время – это очень модно. Прошли времена «блатных жаргонизмов», спикер не воспринимается, если он находится под властью слов-паразитов и имеет скудный словарный запас.
Красивая речь и поставленный голос – это визитная карточка человека. В зал может зайти солидный мужчина в костюме, с дорогим портфелем и многомиллионными часами на руке. Но если он заговорит коряво, высоким голосом, с дефектом речи, весь этот ореол солидности испарится вмиг.
Умение правильно и убедительно говорить открывает для нас огромный спектр возможностей: выигрывать переговорные позиции, создавать нужное впечатление, управлять аудиторией и ее вниманием, быть интересным собеседником, сказать классный тост на свадьбе – перечислять можно много.
Действительно ли человека, у которого страх перед публичными выступлениями, можно за пару месяцев научить говорить перед аудиторией?
– Многое зависит от самого человека. Я вспоминаю свой опыт, когда была корреспондентом 14 лет назад. Так вышло, что мне предложили сесть в кадр, вести новости в студии и работать «в полях» – это довольно разные подачи и форматы. Мне дали тогда всего две недели, и я понимала всю ответственность. Что я делала? Во-первых, я каждый день ходила на эфиры коллег-ведущих и смотрела, как они это делали: как говорили, как ставили руки, поднимали голову, перекладывали листочки, какую где использовали интонацию, где понижали или повышали голос. Потом я распечатывала текст и шла репетировать, тренироваться, пробовать разные подачи. Безусловно, у меня была преподаватель, но наставники могут только направить, навык нарабатывается исключительно через собственные действия.
Я всегда говорю: истина должна быть пропущена через себя! Я с утра до вечера кропотливо и упорно работала, что дало результат: меня посадили в прямой эфир. Было ли мне страшно? Безумно!
Страх публичных выступлений можно преодолеть, совершая действия. А именно – много над собой работать, находить площадки для выступлений, да даже просто включать камеру телефона и записывать себя, говорить, тренироваться, репетировать.
Здесь нет какой-то волшебной таблетки, как и в любой другой профессии. Два месяца для того, чтобы научиться говорить – это даже много, я бы сказала. За это время можно и к питерскому экономическому форуму подготовиться, и даже выйти на международную площадку, если учиться, готовиться и, повторюсь, много над собой работать.
Как избавиться от страха выступления, или – как подружиться со своим волнением, взять его в союзники? Что делаете вы сами, когда волнуетесь?
– Ой, волнение – это классно! Волнение – это наше топливо, энергия. Я люблю волнение обращать в кураж. Когда мы сами себя начинаем немного запускать, как мотор, мы это делаем для того, чтобы быть на сцене немного заведенными. Потому что аудитория это считает и начнет заряжаться от выступающего, как от электростанции. Не стоит бояться волнения или сопротивляться ему. Как говорится: «Если вы перестали волноваться перед сценой, можно уходить из профессии».
Каждый прямой эфир в новостях – это всегда легкое волнение. Понятно, что со временем его становится меньше, потому что я делаю это каждый день, мой мозг знает, что будет впереди, и у меня есть несколько отработанных вариаций, как поступить, если что-то пойдет не так. А страх – он возникает из-за того, что горизонт понимания слишком близок и мозгу непонятно, что же скрывается дальше за ним.
Поэтому выступающий обязан готовить себе почву, знать на ближайшие 15, 20, 30, 60 и так далее минут, что он будет делать дальше. Тогда уровень тревоги снижается. Ведь между страхом и освобождением от него лежит действие. А какие могут быть действия? Подготовка к выступлению, изучение материала, проработка текста. Можно пойти дальше, найти своего наставника и заниматься с профессионалами, чтобы вас научили структуре, дали технологии, направили весь «мешок» знаний в нужное русло. И когда есть понимание и осознание того, как структурировать речь, что за чем идет, тогда ум успокаивается и перестает давать телу импульсы тревоги.
Перед масштабными выступлениями, перед залом в несколько тысяч человек я предпочитаю побыть в тишине и войти в нужное мне состояние, я немного уже на сцене и проигрываю в своей голове свои горизонты, с каким настроением я выйду, как сонастроюсь с людьми, какой будет моя первая фраза, а потом вторая. Я несколько раз это проговорю вслух. Кому-то важно подвигаться. Например, один мой знакомый коллега с первого канала перед прямым включением 20 раз приседает. Гафт бегал перед выступлением по лестничным пролетам в театре. У каждого свои методы, и все они индивидуальны. Просто надо всегда экспериментировать и пробовать.
У вас были случаи провальных выступлений? Расскажите об этом опыте, пожалуйста.
– Так, чтобы прямо провальных – не было. Всегда есть какие-то шероховатости, но они понятны и видны, как правило, только мне. Я всегда очень тщательно готовлюсь, оставляю место для импровизации, ну и продумываю все вариации моих действий, если что-то пойдет не по плану. В силу опыта и знаний реагирую по ситуации. Но выкручиваться из ситуаций можно научиться, только совершая ошибки, действия, эксперименты.
Вы неоднократно говорили, что публика всего за четыре секунды понимает, что за спикер перед ними. Что делать, чтобы произвести хорошее впечатление?
– О да! Еще одна цифра – в четыре секунды. Это называется – первое впечатление, которое, как говорила Коко Шанель, невозможно произвести дважды. Это наше невербальное поведение. За это время мы понимаем, кто на сцене: «свой» или «чужой». Что это значит? Высокомерен ли он к аудитории или заискивает, неуверен в себе или зажат, а возможно, его так много, что хочется встать и уйти. Ролевых моделей довольно много.
Поэтому важно осознавать, в какой роли вы выходите к людям. Это может быть «обнимающий заботливый отец», «строгий бескомпромиссный начальник», «назойливая училка» или «друг». Все зависит от того, перед кем вы выступаете и какая у вас цель: обнять аудиторию, впечатлить, утопить в экспертности или запугать. И такое бывает. В любом случае, это важно внутри ощущать. Но самое главное – быть искренним.
Даже если вы надеваете на себя какую-то ролевую модель, что нужно учесть? Первое – это внешний вид, важно продумывать одежду. Тело! Что происходит с телом в этот момент: машет ли выступающий руками, как дирижер, или стоит, как вкопанный, и не двигается. Перемещается ли по сцене, подходит ли к людям с микрофоном, смотрит ли в глаза или постоянно бегает взглядом по потолку. Все это в совокупности создает впечатление. И со всем этим можно работать и подавать себя тоже можно научиться.
Но голос-то дан человеку от природы. неужели и его тоже можно сделать богаче? И чего вообще добиваться от своего голоса?
– Голос – уникальнейший божий дар, данный только человеку. Через голосовые практики можно проработать многие психологические травмы. Голосом можно убаюкивать, завораживать, бодрить, радовать, подавлять, манипулировать и т. д. Голосом можно даже проводить терапию.
Если жена хочет получить внимание от мужа, она делает свой голос мягким и ласковым, если мать хочет привлечь внимание к важному предостережению ребенка, она добавляет в голос силы, но не громкости. Если вы в компании друзей и рассказываете интересную историю из жизни, вы уходите на более высокие регистры, но если вы эксперт перед коллегами и профессиональным сообществом, вы уходите по звучанию в грудные более низкие регистры.
И для голоса есть упражнения, которые я, например, делала каждый день утром, днем и вечером, и даже иногда сейчас делаю, когда мне надо его пробудить перед утренним эфиром. Возможности своего голоса стоит знать и раскрывать его потенциал. Я ведь тоже не обладала в начале своей карьеры таким голосом, как сейчас. Он был детским и высоким. И только спустя время он стал таким низким, красивым, звучным.
Как правильно дышать для красивой речи. Как научиться говорить много часов, и не уставать?
– Фоноционное дыхание. Им пользуются певцы и дикторы, а еще те, кто вынужден много и долго говорить. Когда мы нижнебрюшными мышцами выталкиваем воздух, а вместе с ним и звук. Здесь задействована диафрагма, которая сжимается и разжимается, если говорить совсем простым языком. То есть условно, мы перестаем дышать грудью и начинаем дышать животом, и тогда нам нет необходимости работать связками, которые через час уже могут сесть. Звуки выталкиваются, а не произносятся.
Это тоже не быстрый процесс. Его сначала нужно осознать и перестроиться. И постепенно внедрять в практику. Признаюсь, я долго игнорировала правильное дыхание, но когда пришло время многочасовых эфиров – а у меня бывало и по пять, и по шесть, и по восемь часов беспрерывного вещания – то я быстренько вернулась к этому пункту. И начала осваивать правильное дыхание. Теперь, когда шеф-редактор на эфире говорит мне в ухо: ускоряйся, нам надо влезть в хронометраж выпуска, фоноционное дыхание позволяет мне быстро и беззвучно делать вдох.
Бывает, что человек вроде бы хорошо держится на выступлении, но у него страдает дикция, артикуляция. Как работать с нею?
– Для того, чтобы речь была четкой и понятной, важно разрабатывать артикуляционный аппарат. Это наша челюсть, губы, язык и все части лица, что задействованы во время говорения. Безусловно хороший помощник – это скороговорки, упражнение на буквосочетание в зависимости от плохо произносимых звуков (букв). Например, РЛИ-ЛРИ, РЛЭ-ЛРЭ, РЛА-ЛРО, РЛУ-ЛРУ, РЛЫ-ЛРЫ. И это лишь малая часть таких упражнений. Их огромное количество, и все они эффективные, если тренироваться каждый день и уделять этому хотя бы минут 10 вашего времени. Я не очень приветствую пробки и карандаши во рту, которые используют для упражнений. Важно научить свой рот говорить без вспомогательных предметов. Но если прямо совсем зажата челюсть, то можно с ними. Например, те же буквосочетания и скороговорки проговаривать, зажимая пробку или карандаш между зубами.
Важен ли темп речи? И как добиваться правильного?
– Темп речи, громкость звучания, сила звука, разность регистров (это высоко и низко) позволяют нам быть разными и не монотонными. Когда человек использует в речи всю палитру, это прекрасно! Темп может и должен быть разным: где-то вы проговорили что-то быстро и громко, а в другой части рассказа замедлились и стали тише по звучанию, если захотели сделать акцент на чем-то важном. Например, когда делитесь особенной историей из жизни. Нет правильного или неправильного темпа. Если человек хорошо проговаривает все звуки, то темп не помешает.
Бывает, что человеку очень непросто смотреть зрителям в глаза и не терять мысль. Как с этим справиться?
– Важно всегда собеседнику смотреть в глаза. Но это тоже зависит от обстоятельств и ситуации. Если вы на важных переговорах с партнером, или выступаете, как эксперт, то 85-90% времени вы смотрите в глаза, и только 15-10% отводите взгляд для естественности. В дружеской атмосфере, можно и 75%. Не желательно бегать глазами – это выдает тревожность и суетливость.
Если выступаете в зале, то важно смотреть на всех, ловить взгляды зрителей, «обнимать» взглядом весь зал. Частая ошибка выступающих – найти какого-то одного благодарного слушателя и рассказывать только ему. Это годится только как психологический ход в поиске поддержки. Это, возможно, в какой-то степени помогает, но есть риск потерять всю аудиторию.
Лайфхак! Если сложно смотреть человеку в глаза осознанно, чтобы не терялась мысль, разглядывайте цвет глаз, так будет проще первое время.
Как научиться жестикулировать и надо ли это делать. Движение по сцене в момент выступления – на пользу, или нет?
– Очень хороший вопрос! Язык тела – самый правдивый, тело выдает любое ваше состояние.
Публичные выступления – это про свободу. Чтобы быть на сцене естественным и получать внимание аудитории, очень важно хоть немного испытать состояние радости. Это здорово и вам понравится. Если каждый раз, хоть на несколько секунд, получать удовольствие, тогда потребность испытать это чувство вновь будет двигать вашим желанием выступать снова и снова. Мы же все живем ради эмоций. А эта эмоция очень яркая и мощная.
Я пока не представляю, как можно жить без прямых эфиров и выступлений. Это здорово! Нам всем в детстве не хватало одобрения со стороны родителей, учителей, друзей. Мы почему-то чаще критикуем и себя и других, нежели хвалим. Поэтому на сцене важно получать радость и быть свободным в теле, чтобы руки гармонично соответствовали вашим мыслям.
В теле, как и в голосе, нужно быть разным, чтобы не оказаться скучным – вкопанным в пол или надоедливой маячащей фигурой. Руки можно чередовать во время жестикуляции, ходить нужно в меру, приближаться к аудитории или отдаляться.
Я люблю спускаться в зал к зрителям, чтобы сокращать дистанцию, задавать вопросы. Ведь перед зрителем не нужно выступать, с ним нужно коммуницировать.
А что делать, если люди отвлеклись и полезли в телефоны? Как завоевать их внимание?
– Для начала выбирать формат выступления: приветствие, настройка со зрителем (это может быть отвлеченный разговор о том, как люди добрались, как у них настроение, есть энергия и настроены ли на работу. Это может быть какой-то маленький рассказ о том, как добрилась вы сами попали в какую-то забавную ситуацию – что угодно, лишь бы наладить первый контакт). Дальше приступать к речи, которую готовили, экспертная часть, дополнить можно презентацией, видеорядом, викториной, вопросами в зал или из зала.
Людям надо дать внимание, как они дают это внимание выступающему. Они тоже участники процесса. Это симбиоз обмена энергией, чтобы обе стороны ушли удовлетворенными.
Некоторые смелые спикеры делают резко длинную паузу, и аудитория невольно замолкает и пытается понять, что же сейчас происходит, почему он молчит. Есть еще более смелый ход – спросить у того, кто завис в телефоне: «Расскажите нам, кому вы пишете сейчас сообщение»? Но все эти действия должны быть с любовью, заботой и юмором, чтобы не обидеть человека. Ну и быть всегда интересными, рассказывать истории, открыть дверь в личное пространство. Там всегда интереснее всего.
Нужно ли быть эмоциональным на выступлении, или это лишнее?
– Самое важное, чтобы эмоции испытал зритель. Когда мы рассказываем шутку или печальную историю, спикер должен быть немного отстраненным, ведь если стэндаперы будут сами хохотать, эффект пропадет. Или если выступающий будет страдать и сильно переживать от своей же истории, зритель будет чувствовать неловкость и жалость. А этого допускать не стоит.
В эфире, например, я какие-то трагические события, о которых говорю, безусловно пропускаю через себя, я чувствую, но не проявляю эмоций. Иначе просто не получится выдать информацию. Примерно также и на сцене. На ней нужно быть гармоничном, во всем соблюдать баланс.
Энергия речи. Как этого добиться?
– Это состояние. Энергия речи важна на сцене, даже если спикер говорит тихо. Мы уже говорили о волнении – оно тоже в какой-то степени запускает внутри энергию. Но еще более важно не терять свою собственную природную энергию. Хороший сон, питание, режим и образ жизни. Всегда поддерживать это топливо внутри себя. А через речь она будет транслироваться. Но существуют и механические воздействия, которые я, например, могу включить автоматически. Начать говорить громче, опорным голосом, чуть быстрее и динамичнее, начать двигаться по сцене.
Нужно ли заучивать текст выступления и продумывать заранее все свои экспромты? Можно ли подглядывать в шпаргалку. И в целом, как работать с памятью, чтобы научиться обходиться без всяких шпаргалок?
В первую очередь, надо верить в то, что вы говорите. Сформировать свои убеждения и позиции относительно темы выступления и тогда мысли, выраженные в словах, будут выдаваться логично и гармонично. Это важно продумать на этапе выступления. Понять, что я думаю по поводу этой темы. Как я к этому отношусь. Далее составлять речь. Сначала прописать ее полностью, потом разбить на блоки, а затем на короткие тезисы. И репетировать дома.
Любая хорошая импровизация – заготовленная. Но всегда нужно оставлять место экспромту, а для этого тренировать быстроту мышления, чтобы «хорошая мысля не приходила опосля».
Всего перечисленного достаточно, чтобы стать успешным оратором, или есть еще что-то не менее важное?
– Я бы еще посоветовала параллельно работать с психологом или психотерапевтом, потому что наше публичное проявление неразрывно связано с нашим психологическим и психическим состоянием, страхами, блоками и травмами, которые тянуться из детства. Вытаскивать из своего подсознания ненужные установи и ложные убеждения. Со всем этим можно справиться.
Только надо упорно работать, совершать усилие, но не насилие над собой. Идти на свой страх – там всегда рост. Не бояться его, как бы парадоксально это ни звучало. Преодолевая внутренние преграды, мы оборачиваемся и понимаем, что не так уж и страшно-то было. И нужно всегда благодарить себя, тогда возможностей будет появляться все больше и больше!