С 19 по 26 апреля в российской столице проходит 46-й Московский международный кинофестиваль. Ведущая «МИР 24» Камила Тилова встретилась с председателем жюри основного конкурса Московского международного кинофестиваля, режиссером Фридриком Тор Фридрикссоном.
В этом году вы возглавляете жюри основного конкурса Московского международного кинофестиваля. Помимо того, что это большая ответственность, это еще и физически сложно – посмотреть столько фильмов. Готовы ли вы к такой непростой работе?
– Я не считаю, что это сложно. Думаю, будет легко. Всего девять фильмов – это не так много. Я смотрел по 15−20 фильмов. Например, на фестивале в Германии, в Гейдельберге, мы смотрели кино с восьми утра до двух часов ночи.
– Я ожидаю увидеть прекрасные фильмы, которые меня впечатлят, и надеюсь, что эти впечатления останутся со мной надолго.
Как вы получили предложение стать председателем жюри?
– Я получил письмо от президента кинофестиваля. Думаю, что свою роль сыграло то, что я много раз был в жюри разных кинофестивалей. Конечно, иногда бывает скучновато, но, надеюсь, в этом году будет весело.
Вы – профессиональный член жюри кинофестивалей, получается?
– Не профессионал, но опыт у меня большой. Я был в жюри на кинофестивалях в разных странах.
Оценивать фильмы и получать удовольствие от их просмотра – это абсолютно разные вещи. Удается ли вам совмещать?
– Я не считаю, что это разные вещи. Примерно одно и то же – смотрите кино и получаете впечатления. Вы приобретаете новый опыт, который не получите, смотря фильм дома.
Вы уже приступили к просмотру? Какие картины удалось посмотреть?
– Пока нет, но скоро будет много фильмов.
По каким критериям вы привыкли оценивать кино? Что для вас самое важное?
– Страсть и любовь к героям. Для того, чтобы сделать фильм, которым будешь гордиться, нужно любить своих героев, по крайней мере, главных героев.
Есть ли фильмы, которые берут вас за душу?
– Огромное количество. Если говорить о русских, то мне очень нравится Андрей Тарковский. Я имел честь встречаться с ним в Исландии в 1982 году. Также Элем Климов. Его я видел, к сожалению, только один раз – в Карловых Варах. Он был со своим сыном, и мы говорили по-немецки, а по-немецки я говорю очень плохо. Совсем чуть-чуть.
– Я помню то ощущение, когда мои картины были на различных кинофестивалях. Если ваш фильм попал в конкурс – это уже победа. Получит он приз или не нет – это чисто удача, потому что в жюри могут оказаться такие идиоты, как я. И неизвестно, кто получит приз. Например, очень хороший кинофестиваль проводят в Риге, где вообще нет жюри. Там было 20 бокалов с коктейлями, и в одном из них находился алмаз из Якутии. Я помню, был шотландский кинорежиссер, чей фильм участвовал в конкурсе, и я ему сказал: «Возьми этот коктейль». Он его выбрал, и там действительно был алмаз. Все решили, что я ясновидящий.
Что является самым важным для вас, как для режиссера и продюсера?
– Мне очень нравится продюсировать. Я был продюсером всех своих фильмов, кроме одного, который называется «Лихорадка». Там был другой человек, американец. Для меня важно, чтобы режиссер, которого я продюсирую, был благодарным. Иногда попадаются те, кто требует только денег, и взамен – никакой благодарности. Это не всегда связано с качеством их работы, но работать с ними неинтересно и довольно тяжело.
Фестиваль длится всего неделю. Запланировано много мероприятий и фильмов. Удается ли вам найти свободное время, и чем вы занимаетесь в Москве?
– Как я уже говорил, смотреть и судить фильмы легко. Я надеюсь, что в свободное время посмотрю другие фильмы кинофестиваля – вне основного конкурса. Я основал Исландский кинофестиваль в 1978 году и с тех пор постоянно пытаюсь найти хорошие фильмы для него. Надеюсь, в этот раз найду что-то хорошее, что могу привезти в Исландию.
Вы говорите только про кино, но будет ли у вас хоть минутка посмотреть город? Может быть, нашу страну?
– Да, конечно. Я надеюсь. Люблю гулять.
Что вы увезете с собой в Исландию после этого конкурса? Какой вы увидели Москву?
– Я думаю, только положительные эмоции. По крайней мере, до сих пор так было.
Подробнее в сюжете: Новости кино