06:00 04/05/2024

Блеск и одиночество. О чем жалела легендарная Татьяна Самойлова?

ТАСС

Ее называли символом эпохи, ставили в один ряд с Софи Лорен, Брижит Бардо и Одри Хепберн. Советские зрители навсегда запомнили ее удивительную Веронику из фильма «Летят журавли» и непревзойденную Анну Каренину. Весь мир рукоплескал русской красавице с бездонными глазами. 4 мая актрисе Татьяне Самойловой, «русской богине», народной артистке России исполнилось бы 90 лет.

Смотрите специальный выпуск «Наше кино. Неувядающие» к юбилею Татьяны Самойловой 4 мая в 08:05 и фильм «Анна Каренина» 5 мая в полночь на телеканале «МИР».

«Родители думали, что умру»: военное детство актрисы

Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде, в интеллигентной, почти аристократической семье. Ее родителями, от которых она унаследовала свою необыкновенную красоту, были инженер Зинаида Левина и актер Евгений Самойлов – народный артист СССР, легендарный исполнитель роли полковника Щорса и лауреат пяти государственных премий СССР.

Городом своего детства Татьяна Самойлова считала вовсе не Ленинград, а Москву, куда семья Самойловых переехала в 1937 году. Это случилось после того, как отец семейства удачно дебютировал в кино, в фильме «Случайная встреча» и получил приглашение работать в Московском театре комедии, а потом и в Малом в театре.

Татьяна Самойлова впоследствии вспоминала, что четыре года до войны были очень хорошим временем ее детства: семья жила в отдельной квартире, отец был востребованным актером и обеспеченным человеком. В 1939 году он сыграл главную роль в фильме «Щорс», за что получил Сталинскую премию первой степени. Мама оберегала теплую и радостную атмосферу дома. Она хорошо играла на фортепиано, была веселой и радушной хозяйкой.

Коньков Александр/ТАСС

Все изменилось, когда началась война. «Москва вся была в огне, в зареве, – вспоминала потом Татьяна Самойлова. – Я помню, как мы с папой и режиссером Марком Донским шли в керосиновую лавку, и все горело кругом. Трамваи стояли. Немец страшно бомбил, было тревожно и страшно. Мы уехали из Москвы в эвакуацию».

Семьи лауреатов Сталинской премии эвакуировали по спецприказу, в первую очередь. «Мы жили в Тбилиси, потом – в Алма-Ате, Ереване, – вспоминала актриса. – Везде было неплохо с питанием. Но я почему-то все время болела: то легкие, то сердце, то горло. Лежала дни напролет. С лекарствами было плохо. Мама выхаживала меня травами. Выздоравливала я тяжело, родители думали, что умру».

В конце 1942 года пришло известие, что в Ленинграде умерли бабушка и дедушка, родители отца. Они остались в блокадном городе и не пережили голода. Вслед за этим стало известно, что родители мамы тоже погибли, но при попытке эвакуации из блокадного Ленинграда. Вмиг осиротевшие Самойловы-старшие, а вместе с ними и маленькая Таня, тяжело переживали потерю самых близких людей.

Несостоявшаяся мечта стать балериной

В 1943 году семья вернулась в Москву. Отца Тани Евгения Самойлова пригласили работать в Театре Маяковского, дали роль Гамлета. Девочка ходила на репетиции и спектакли, из-за кулис пересмотрела весь репертуар. В ярком мире театра она спасалась от реальности. Москва стояла притихшая, полупустая, в семьи знакомых и друзей приходили похоронки, ровесники в школе рассказывали о смертях близких.

Среди послевоенной разрухи все, что было связано с театром – его магия, аплодисменты, цветы к ногам актеров – казались просто чудом. И Таня тоже стала мечтать о сцене.

К концу 1940-х страна стала оживать, выбираться из разрухи. Семья Самойловых с подросшей Таней и ее младшим братом Алексеем, который родился в 1945 году, каждое лето ездила на море. Тем более что вечная болезненность дочки, кажется, навсегда поселила в родителях тревогу за ее жизнь и здоровье. За свое детство она перенесла тиф, корь, дифтерию, множество простуд. У нее начались проблемы с легкими.

Все это могло бы стать серьезным препятствием для ее продвижения на сцену. Но еще в младшей школе она начала всерьез заниматься балетом, и страсть к танцу помогала ей многое преодолеть.

«Я училась хореографии при Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, – рассказывала впоследствии актриса. – Я с малых лет у балетного станка. Мечтала танцевать, как Майя Плисецкая! С ней мама была знакома. Я окончила балетную студию, и Майя Михайловна договорилась, чтобы меня посмотрели в школе при Большом. Но там сказали, что у меня «тяжелые бедра и плохая гибкость». Мол, если я и стану балериной, то рядовой. Примой – никогда! Мама рыдала. А потом сказала: Пойдешь в актрисы».

Младший брат Татьяны Самойловой Алексей, родившийся в 1945 году, вспоминал, что их мама опекала всю семью и что ее мнение было решающим. «Она получила хорошее образование, – рассказывал мужчина. – По профессии она инженер, но прекрасно знала литературу, изобразительное искусство, музыку. У нее оказались по-другому устроены мозги, нежели у меня, Тани или папы. Более рациональная была, более приспособленная к жизни. Она обеспечивала прочный семейный тыл. Занималась бытом, домработниц у нас не было. Отказалась от собственной карьеры и заботилась о нас троих с утра до вечера».

После окончания школы Татьяна Самойлова с первой попытки поступила в Театральное училище имени Бориса Щукина, хотя отец предостерегал ее от такого выбора. Он говорил: «Для того чтобы работать в театре, надо двадцать четыре часа в сутки сохранять физическое и психическое здоровье, надо быть готовым к любым перегрузкам».

Уже на втором курсе юную актрису пригласили на съемки фильма «Мексиканец» по рассказу Джека Лондона. Во время работы над картиной у нее завязался роман с актером Василием Лановым, который был студентом того же училища, и за которого Татьяна впоследствии вышла замуж.

Александр Коньков/ТАСС

Что разрушило самую красивую пару Советского Союза?

Красивые и успешные, они были вместе недолго, но их любовь была настолько яркой, что этот союз остался в памяти многих их поклонников. Что же разрушило самую красивую пару Советского Союза?

Оба они были студентами одного училища, но некоторое время скрывали свой роман и встречались только вне стен учебного заведения: в метро, на бульварах, в центре города. Но скоро пара стала неразлучной. Их друзья и сокурсники утверждали, что чувства между Василием Лановым и Татьяной Самойловой были настолько сильными, что почти физически ощущались всеми, кто находился рядом. Они поженились, будучи еще студентами, летом 1955 года.

«Смешно так расписались! – вспоминала актриса. – Встретились около Боткинской больницы, отдали паспорта в ЗАГС на регистрацию. Потом Лановой купил мне какую-то майку, я ему – трусы, и отправились домой. Счастливы были просто безумно. Мы лишили друг друга невинности. И все болячки у меня прошли после того, как я стала женщиной».

В другом интервью актриса рассказывала: «Мы жили у нас дома на Песчаной улице, в моей 18-метровой комнате, – вспоминала Татьяна Самойлова. – Вообще в тот период я жила совершенно безотчетно и беззаботно, под крылышком у мамы. Она нас с Васей кормила, поила и одевала».

Татьяна Самойлова была уверена, что брак ее будет таким же долгим и счастливым, как семейный союз ее родителей. Вот только она совсем не была готова всецело посвятить себя служению мужу, как когда-то сделала ее мама. Она не могла ни создавать надежный тыл, ни заботиться о семье. По сути, она была всего лишь избалованным, часто болеющим ребенком – пусть и подросшим, но не вполне повзрослевшим.

Видя, как популярен Василий Лановой, она начала страдать эмоциональными срывами. Молодая актриса подозревала мужа в том, что он собирается ее бросить. А иногда замыкалась в себе. «И тогда я говорил с ней, как со стеною», – признавался Лановой спустя годы. Крушение семьи произошло после аборта, который молодая актриса сделала, когда получила предложение сняться в фильме «Летят журавли». Она ждала двойню, Лановой мечтал о детях, и эта история оказалась последним ударом, разрушившим их брак.

По другой версии, на аборте настояли родители Татьяны Самойловой, поскольку она болела туберкулезом, и врачи считали, что ей не выносить беременность при ее состоянии здоровья. «В 23 года я заболела туберкулезом и попала в туберкулезный санаторий, – рассказывала впоследствии Татьяна Самойлова. – Мне сделали операцию на легком и повредили плевру. Каждый день – огромное количество уколов».

Молодая женщина была опустошена, и, когда Василий Лановой приехал проведать жену, она заявила, что им нужно расстаться. «Я сказала: «Больше ничего не хочу, я больна». Он расстроился жутко. Как мы рыдали! Болезнь меня очень сильно измотала физически, не хотелось больше ничего».

Впрочем, какое-то время они еще не ставили решающую точку в отношениях. После выздоровления Татьяны оба ударились в работу. Он пропадал на съемках фильма «Павка Корчагин», она снималась в «Летят журавли». Потом супруги разъехались по разным странам – она поехала на Каннский фестиваль со своим фильмом, он в Китай – со своим. По возвращению состоялся их финальный разговор. Оба признались, что стали чужими друг другу, отношения стали натужными, между ними больше не было прежней теплоты и близости. Они развелись без скандалов, ссор и взаимных упреков. Оба глубоко сожалели, что их чувства угасли. Впоследствии Татьяна Самойлова, которая еще дважды была замужем, признавалась, что по-настоящему яркие чувства она испытывала только к Лановому.

Мастюков Валентин/ТАСС

Успех фильма «Летят журавли» и забвение на родине

После того, как актриса согласилась сняться в культовом фильме «Летят журавли», ей пришлось расстаться и с учебой в Щукинском училище. В архиве училища сохранился приказ о ее отчислении: «Татьяна Самойлова не сдала ни одного экзамена и зачета, ссылаясь на болезненное состояние. Тем не менее несколько дней назад она снова подписала договор с киностудией «Мосфильм» на участие в киносъемках, без разрешения директора училища. На этом учеба в училище им. Щепкина была окончена.

Неизвестно, насколько Татьяне Самойловой пригодился бы в жизни диплом училища, если бы она его получила. А вот «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля из советских актрис есть только у Самойловой. К тому же она получила на этом фестивале премию «Апельсиновое дерево» и диплом за лучшую женскую роль.

Впрочем, в Союзе и за рубежом реакция на фильм Михаила Калатозова была очень разной. В СССР фильм был раскритикован Никитой Хрущевым и признан «идеологически неправильным». Его могли и вовсе снять с проката, но тут фильм получил главный приз Каннского фестиваля и это его спасло.

Во Франции «Летят журавли» стал хитом проката. он вошел в учебники и вдохновил целое поколение кинематографистов – от Клода Лелуша и Андрея Кончаловского до Сергея Соловьева и Глеба Панфилова.

Татьяна Самойлова вспоминала о Каннском кинофестивале: «Это была удивительная поездка. Большой успех: овации после фильма, журналисты, фотографы, интервью. Странно – что в этом фильме могли понять иностранцы?».

В Каннах актриса познакомились с Пабло Пикассо, который говорил: «В глазах этой русской богини можно утонуть» и пророчил ей звездное будущее. Во французской прессе актрису называли «русской Брижит Бардо». Зарубежные режиссеры делали ей заманчивые предложения.

«Американский режиссер из Голливуда предлагал мне сняться в «Анне Карениной» с Жераром Филиппом, – рассказывала Самойлова. – Но меня не отпустили, потому что я еще не получила актерский диплом. Конечно, это были лишь отговорки – на самом деле они боялись выпускать актеров в Америку».

«Она ощущала себя актрисой мирового уровня. Так и жила»

И Самойлова вернулась на родину, где после «Журавлей» ей подражали все девушки: носили черные свитера с высоким воротом, а глаза подрисовывали черными стрелками, чтобы они казались загадочными и раскосыми, как у актрисы. Но всенародную любовь к актрисе не разделяли чиновники от культуры, и для нее настал длинный период затишья. Не поступало ни звонков от режиссеров, ни приглашений сняться в новых фильмах.

Татьяна Самойлова поступила в ГИТИС, была принята в Театр имени Маяковского, затем перешла в Театр имени Вахтангова, где работала до 1960 года. В отечественном кино ее почти не снимали. Зато о русской красавице не забыли за рубежом. В 1961-м актриса сыграла разведчицу в картине «Альба Регия» румынского режиссеа Михая Семеш. Потом знаменитый итальянский режиссер Джузеппе Де Сантис пригласил советскую актрису сняться хотя и не в главной, но очень яркой роли в военной драме «Они шли на Восток».

За эту работу Татьяна Самойлова получила солидный гонорар. Она приехала домой с отличным гардеробом, купила автомобиль «Опель» и собрала на родине множество пересудов на свой счет. В киношной среде ей завидовали, о ней сплетничали, ее недолюбливали.

Когда актриса, вернувшись из-за границы, пришла в Союз кинематографистов и сказала, что ее зовут сниматься в Америку − за пять лет в пяти главных ролях, то чиновники за ее спиной дали ответ американским режиссерам, что Татьяна Самойлова очень занята на родине, поэтому вынуждена отказаться от предложения.

«Она сыграла роли, лучше которых и желать не надо, – сказала об актрисе директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина. – К ней рано пришла слава, всемирная, не снившаяся ее коллегам. Но тут вмешалась советская чиновничья машина, и киносудьба Самойловой была сломана. Как Таня к этому отнеслась? Она никогда не жаловалась. По-моему, даже не заметила изменившихся обстоятельств: при всей своей скромности она, совершенно справедливо, ощущала себя актрисой мирового уровня. Так и жила».

«Анна Каренина»: были ли влюблены главные герои?

Мастюков Валентин/ТАСС

Вторую значительную роль на родине Татьяна Самойлова получила только спустя десять лет после фильма «Летят журавли». Она сыграла Анну Каренину в экранизации романа Льва Толстого. Режиссер Александр Зархи потребовал от актрисы похудеть на 10 кг, а роль Вронского отдал ее бывшему мужу – Василию Лановому.

К этому моменту они уже десять лет не были вместе. У обоих были новые семьи. Но экранную любовь они играли с такой мощной силой, что казалось, будто прежние чувства между ними вспыхнули вновь. Работа над фильмом шла четыре года. Неизвестно, чего это стоило самим актерам и их новым семьям, но фильм оказался блестящим.

А взаимное притяжение, явно вспыхнувшее между актерами на съемочной площадке, не имело никакого продолжения. По окончании съемок они придерживались подчеркнуто вежливых отношений, лишенных всякого намека на чувства.

После успеха «Анны Карениной», вышедшей на экраны в 1967 году, Татьяна Самойлова снялась сразу в трех картинах: «Город на Кавказе», «Нечаянные радости» и «Длинная дорога в короткий день».

Вслед за этим в 1973 году она сыграла донскую казачку в фильме «Возврата нет» с Нонной Мордюковой. Еще через год – роль в фильме «Океан», а в 1975 – в киноленте «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Потом Татьяна Самойлова исчезла с экранов почти на четверть века. Единственной возможностью заработка для нее стали выездные концерты.
Только в 2000-м году она снялась в криминальной драме Александра Атанесяна «24 часа». Также ее можно увидеть в трагикомедии «Марс» и в сериале «Московская сага».

Трагическое несовпадение, или Почему не сложилась семейная жизнь актрисы?

В личной жизни актрису всю жизнь преследовало трагическое несоответствие устремлений и реальности. С первым мужем семейной жизни не получилось, хотя она страстно любила Василия Ланового. В других браках сильных чувств не было, зато были приступы раздражения, а иногда и ярости, которые разрушали хрупкую семейную гармонию. Она хотела любить и быть любимой, но не умела хранить семейный очаг. Ей даже не удалось по-настоящему насладиться материнством, когда у нее наконец родился долгожданный ребенок.

Во второй раз Татьяна Самойлова вышла замуж через три года после развода. Ее мужем стал журналист и писатель Валерий Осипов. «Это не была любовь, просто мне было интересно с ним, – вспоминала актриса. – Мы прожили вместе 10 лет, под его руководством я читала книги, занималась самообразованием».

Детей в этой паре не было. «У нас было трагическое несовпадение по группе крови, я не могла от него нормально забеременеть, – делилась актриса. – Было два кровавейших выкидыша. После этого я надолго ушла в работу».

Следующим мужем актрисы стал черноволосый красавец Эдуард Мошкович, администратор Театра-студии киноактера. Он занимался организацией творческих вечеров артистов, позже стал сам режиссировать концерты. Когда они начали встречаться, ей было 34 года, а ему 27. Роман был стремительным. Родители звезды были в недоумении. Они говорили, что такая связь – настоящий мезальянс, что эта блажь скоро пройдет и Татьяна найдет себе достойную пару. Однако «блажь» не прошла. «Это была случайная связь, которая сразу меня увлекла, – рассказывала звезда. – Год мы проухаживались, затем расписались. Потом папа отдал нам квартиру, отремонтировал ее». В браке родился долгожданный ребенок – сын Митя. Наконец-то сбылась ее мечта стать матерью.

«Когда родился сын, все во мне будто перевернулось, – вспоминала актриса. – Я стала иначе смотреть на мир. И поняла – актрисы, которые отказываются от того, чтобы иметь детей, многое теряют. Никакая любовь к искусству не стоит этого счастья – материнства. И теперь, ради того, чтобы чаще быть рядом с сыном, я готова была отказаться от любых съемок».

Но и тут случилось несовпадение желаний и реальности. Молодой муж зарабатывал совсем мало, и актрисе пришлось взять обеспечение семьи на себя. Ее желание целиком отдаться материнству натолкнулось на жизненные обстоятельства. Единственной возможностью заработка на тот момент для нее стали творческие поездки, поэтому ей пришлось много перемещаться по стране. Митя остался жить у бабушки. Мать не виделась с ним неделями. А через два года после рождения сына ушел из семьи муж Татьяны, который устал от ее истерик и требований взять на себя заботу о содержании семьи.

К слову, вздорный характер Татьяны Самойловой, который привел к краху не один ее семейный союз, оказался вяло текущей шизофренией, но это обнаружилось далеко не сразу. Позже, когда диагноз был поставлен, она лечилась и постоянно была на препаратах. Это помогало ей сохранять относительную эмоциональную стабильность.

Самойлова всегда отличалась от остальных советских актрис. Ее красота была особенной, а артистический дар очень ярким. Но за рубежом ее дарование ценили больше, чем в родной стране. Свидетельство тому – плита с отпечатком руки на звездной набережной Круазет; нареченная в ее честь аллея роз в Париже; премия «Живая легенда Канн 1990». Такой чести помимо нее были удостоены только Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.