Размеренный стук колес, позвякивание металлических подстаканников, запах вареных яиц и жареной курицы, быстрая смена пейзажей за окном и гул бесконечных разговоров случайных попутчиков. В СССР такая железнодорожная романтика была знакома практически каждому. Для большинства советских людей поезда служили главным средством передвижения по стране. Сколько стоил билет в плацкарте? Почему проводники выдавали сырое постельное белье? И за что наши граждане любили такие путешествия? MIR24.TV погрузился в ностальгию и вспомнил уникальную атмосферу советских поездов.
Смотрите х/ф «Поезд идет на восток» 9 мая в 7:45 на телеканале «МИР».
В Советском Союзе ежегодно вводились в эксплуатацию тысячи километров новых железных дорог. К началу 90-х протяженность путей составляла почти 150 тысяч километров. Поездки на море и на дачу, в гости к родственникам и туристические маршруты, командировки, служебные поездки – железнодорожный транспорт выручал всегда и везде.
Нередко приключения начинались еще с покупки билетов. Они поступали в продажу за 45 суток до отправления дальних рейсов. Уже с раннего утра перед кассами образовывались огромные очереди, в которых часто дежурили спекулянты.
Билетная «мафия» успевала первой скупать заветные бумажки, а потом «загоняла» их по завышенной стоимости. Впрочем, деятельность таких хитрецов заметно поутихла после введения нового правила – продажи проездных документов на железной дороге по паспортам.
Подавляющее большинство граждан предпочитало путешествовать в плацкартных вагонах – так дешевле и веселее. Стоимость суточной поездки в 1970-1980-х годах составляла примерно 14 рублей. Более дорогие и комфортные купе выбирали немногие и нечасто – от безысходности, когда уже не оставалось других билетов. Поездка в купейных вагонах обходилась в среднем на пять рублей дороже. На непродолжительных, но востребованных маршрутах запускались и вагоны с общими, то есть только сидячими местами.
Независимо от выбранного тарифа пассажиров в пути всегда ждала встреча с поездной «мафией». Многие до сих пор вспоминают молчаливых незнакомцев, раскладывающих на сидениях разные товары. Такие торговцы прикидывались глухонемыми, чтобы вызвать жалость у потенциальных покупателей. Самые неприятные ситуации в поездах были связаны с воровством.
«Как-то ночью проснулись от крика: «Вора держи! Вор мои сапоги украл!» И действительно, очень быстрый человек бежал по вагону с сапогами в руках, за ним босиком бежал хозяин обуви, но догнать не смог, так и остался босой... Вообще в поездах воровали довольно часто. Привычка в поезде класть под подушку все самое необходимое у меня осталась до сих пор», – говорит предприниматель Ирина Терентьева.
Впрочем, по ее воспоминаниям, и «в обратную сторону» воровства хватало. Так, почти каждая ватага туристов, выпрыгивавшая из поезда где-то в Карелии, гордо хвасталась одеялами, сворованными из вагона, и подстаканниками со стаканами.
В советские времена не было электронного учета, из-за чего нередко случалась путаница с билетами. Иногда на одно купленное место претендовали сразу несколько человек. Зато это открывало дополнительные возможности тем, кто не успевал приобрести проездной документ заранее. В таких случаях безбилетник мог уговорить проводников и проехать в их купе за оплату наличными. Иногда «зайцы» готовы были ехать на третьей полке под потолком, лишь бы добраться до места.
«Была история, когда мне очень надо было в Псков, а денег не было. Я уговаривала всех проводников – почти все отказывались брать «зайца». Но один сказал: «Если ты в отделение для багажа поместишься, я тебя возьму. А то придет проверка, тебя ж спрятать надо будет». Ну, в отделение для багажа я легко поместилась. Мы это тут же проверили, и дальше я спокойно доехала до Пскова, сидя на приставном стульчике в проходе купейного вагона», – рассказывает Ирина Терентьева.
Отдельной темой поездок на поезде было питание. Практичные хозяйки никогда не рассчитывали на услуги вагона-ресторана, поэтому провизию на всю семью собирали в отдельную сумку. Классический продуктовый набор советского пассажира: вареные яйца, жареная курица, бутерброды с колбасой и огурцы.
«Особенно радовало, когда на промежуточных станциях выпадала стоянка более пяти минут, и можно было вылезти, купить что-то вкусное на перроне. Продавали домашнюю деревенскую картошку, ту же жареную курицу, пирожки. С этими стоянками был связан частый детский страх – вдруг родители не успеют вовремя вернуться и отстанут от поезда», – рассказывает путешественник-исследователь и эксперт по экзотическим маршрутам Дмитрий Лукьянчук.
Обязательным подспорьем был предлагаемый проводниками чай, который продавался за 4 копейки и подавался в знаменитых железных подстаканниках. Также у проводников можно было купить белье, если оно не входило в стоимость билета. Наверняка, многие помнят эти сероватые простыни и наволочки, покрытые неэстетическими печатями. На ощупь они нередко оказывались сырыми, что было связано с особенностями режима стирки.
Несмотря на все трудности и неудобства, многие вспоминают железнодорожные приключения с теплой ностальгией. Самые приятные эмоции, конечно, связаны с интересными встречами и знакомствами. Часто случалось, что совершенно незнакомые люди засиживались допоздна, рассказывая друг другу все самое сокровенное, а уже наутро расходились навсегда.
А уж если в вагоне ехала компания студентов, веселая дорога была обеспечена всем без исключения. Шумные анекдоты, комичные истории из жизни и песни под гитару до утра с улыбкой слушали даже самые ворчливые пассажиры.
«Многие попутчики становились за время долгого пути хорошими приятелями, и впоследствии писали друг другу письма, ездили в гости и сохраняли дружбу на протяжении многих десятилетий», – рассказывает психолог, кандидат экономических наук Екатерина Каталина.
Как отмечает Каталина, советские люди отличались большей непритязательностью. «Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, достаточно было иметь возможность поесть и хотя бы немного выспаться. Самое приятное в поездках – это все же их результат: встречи после долгой разлуки, новые впечатления».