В Петропавловской крепости идет глобальное обновление. Ровесница Санкт-Петербурга заложена вместе с городом в 1703 году. За это время легендарные гранитные фасады ни разу не подвергались серьезной реставрации, передает специальный корреспондент «МИР 24» Артур Ломидзе.
Стены Трубецкого бастиона расходятся по швам. Капитального ремонта здесь не было со времен Екатерины II. Именно при ней крепость оделась в гранит.
«У нас три бастиона – Нарышкин, Государев и Трубецкой – реставрируются, две куртины, еще часть Иоанновского равелина – общая протяженность около 830 метров», – рассказал ученый секретарь государственного музея Санкт-Петербурга Родион Зеленков.
Непреступная крепость сдалась под натиском лет. Вода, ветер и лед за два с половиной века сильно сказались на состоянии не только каменных плит, но и скрытых за ними кирпичных стен.
На стене Нарышкина бастиона разрушения особенно заметны. Стекла выбиты, кирпич разрушен, крупные камни буквально выходят из кладки. Дело в том, что здесь очень сильные вибрации. Каждый день ровно в полдень наверху стреляет пушка. Возможно, скоро орудия займут новое для современников, но привычное для них самих место.
«Пушки тоже не на пустом месте стоят, они стоят на гранитной облицовке. Есть так называемые барбеты, которые тоже нужно снимать. Естественно, пушки нужно куда-то переносить. Хотя нам не привыкать, чтобы они стояли на государевом бастионе», – рассказал ученый секретарь государственного музея Санкт-Петербурга Родион Зеленков.
«У него отсутствуют волганговые стены. В связи с тем, что на месте этих стен была построена тюрьма Трубецкого бастиона, работы глобальные мы не проводим до устранения аварийного состояния кирпичных стен», – рассказал заместитель генерального директора по строительству и реставрации компании-подрядчика Андрей Строев.
Возвращение крепости в первозданный вид в планы реставраторов не входит. Главная задача – сохранить ее и предотвратить дальнейшие разрушение. Утрату гранита убрали с помощью домастиковки. Это смесь гранитной крошки и укрепляющего состава. Выбоину убирать не стали. Предположительно, это след мелкокалиберного снаряда времен Великой Отечественной войны.
Работы должны были закончить до конца этого года, но подрядчики предвидят, что сроки сдвинутся на 2025 год.