21:48 08/05/2024

Национальные киностудии в СССР: чем знамениты «Беларусьфильм», «Киргизфильм» и «Молдова-фильм»?

Рудько Виктор/Фотохроника ТАСС

27 августа 1919 года Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России – этот день впоследствии стал отмечаться как День кино, а затем и День российского кино. Крупнейшими киностудиями Советского Союза были «Мосфильм» и «Ленфильм», активно работала московская киностудия им. Горького и Ялтинская киностудия. Однако практически в каждой республике имелись свои киностудии. MIR24.TV рассказывает, какие киношедевры были созданы в разных республиках Советского Союза.

Смотрите в четверг, 9 мая, в 06:55 передачу «Наше кино. История большой любви», посвященную х/ф «В шесть часов вечера после войны», на телеканале «МИР».

«Беларусьфильм»

В этом году белорусская киностудия отпразднует 100-летний юбилей – 17 декабря 1924 года правительство Белорусской ССР приняло решение об организации собственного кинопроизводства и создании для этого Государственного управления по делам кинематографии и фотографии (Белгоскино). В 1925 году в Минске оборудовали кинолабораторию для выпуска кинохроники, художественные же фильмы поначалу снимались на базе киностудий Москвы. В 1928 году в Ленинграде была создана студия художественный фильмов «Советская Белорусь» – такое наименование она носила до 1946 года, а после Великой Отечественной войны студия стала называться «Беларусьфильм».

Первым белорусским художественным фильмом считается немая лента «Лесная быль», снятая в 1926 году режиссером Юрием Таричем по повести Михася Чарота. Помимо экранизации произведений белорусских писателей большое внимание «Беларусьфильм» уделял детской аудитории и военной тематике, за что студию даже прозвали «Партизанфильмом».

Среди картин, созданных на «Беларусьфильме» в советскую эпоху, можно выделить «Приключения Буратино» (1975), «Город мастеров» (1965), «Я, Франциск Скорина…» (1969), «По секрету всему свету» (1976), «Про Красную Шапочку» (1977), «Дикая охота короля Стаха» (1979), «Белые росы» (1983), «Знак беды» (1986), «Иди и смотри» («Мосфильм» и «Беларусьфильм» 1989). Любопытно, что самым кассовым фильмом за всю историю белорусского кинопрома стала перестроечная драма «Меня зовут Арлекино» (1988).

В 1997 году «Беларусьфильм» стал национальной киностудией и до сих пор является ведущим предприятием киноиндустрии республики. В багаже студии – тысячи документальных, научно-популярных, художественных и учебных фильмов, а также сотни мультипликационных лент.

Шуба Владимир/Фотохроника ТАСС

Киностудия им. А.П. Довженко

Примерно в то же время, когда начиналась история «Беларусьфильма», стартовало строительство украинской Киностудии им. А.П. Довженко в Киеве. План утвердили в 1925 году, в 1927-м началось строительство, и в том же году режиссер Аксель Лундин приступил к съемкам немой картины «Ванька и «Мститель» (1928). В 1929 году на Киевской кинофабрике было выпущено уже 10 фильмов, а в 1930-м был снят первый советский звуковой фильм «Энтузиазм (Симфония Донбасса)».

Имя Александра Петровича Довженко киностудия носит с 1957 года, именно здесь режиссер снял фильмы «Земля» (1930), «Иван» (1932) и «Щорс» (1939). Здесь же были созданы драма «Богдан Хмельницкий» (1941), экранизация романа Николая Островского «Как закалялась сталь» (1942), комедия «За двумя зайцами» (1961), военные хиты «Подвиг разведчика» (1947), «В бой идут одни «старики» (1973) и «Аты-баты, шли солдаты…» (1976), комедия «Королева бензоколонки» (1962), трехсерийный фильм по произведениям братьев Вайнеров «Гонки по вертикали» (1982), «Полеты во сне и наяву» (1983), мелодрама «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986) и еще около тысячи фильмов.

Со второй половины 1990-х годов выпуск кинопродукции на студии им. Довженко практически прекратился.

Рижская киностудия

Рижская киностудия ведет свою историю с 1948 года, когда решением Совета министров и Министерства кинематографии СССР Рижская студия художественных фильмов была объединена со студией хронико-документального кино. Уже в 1949-м вышел первый полнометражный игровой фильм – «Райнис», история латышского поэта и революционера Яниса Райниса. А в 1955 году студия представила первый цветной художественный фильм, снятый совместно с Московской киностудией им. Горького, – «К новому берегу».

Как театр Марка Захарова стал кузницей для советского кино?
В советское время на Рижской киностудии ежегодно снималось 10-15 художественных фильм, причем прибалтийские студии менее зависели от требований Госкино. Они славились экранизациями западных детективов, а прибалтийских актеров, например, Вию Артмане, Лилиту Озолиню, Арниса Лицитиса, знали и любили по всему Советскому Союзу и часто приглашали на съемки в Москву и Ленинград.

Среди известных картин, созданных на Рижской киностудии, вспомним «Иоланту» (1963), «Три плюс два» (1963, совместно с киностудией им. Горького), «Царская невеста» (1964), «Стрелы Робин Гуда» (1975), «Смерть под парусом» (1976), «Долгую дорогу в дюнах» (1981), «Мираж» (1983)

После распада государственное финансирование Рижской киностудии прекратилось, и кинопроизводство остановилось. В 1996 году она была приватизирована и продолжает зарабатывать, сдавая в аренду помещения и инвентарь, а также предоставляя услуги специалистов по оцифровке фильмов и аудиоматериалов.

«Таллинфильм»

Еще одна прибалтийская киностудия, оставившая след в истории советского кинематографа, – «Таллинфильм». Кинопроизводство развивалось в стране еще с 1920-х годов, а после присоединения Эстонии к СССР в 1940 году студия Eesti Kultuurfilm была национализирована и начала выпускать хроникальные и документальные фильмы. С 1941-го по 1947 год она носила название «Эстонская студия кинохроники». В годы Великой Отечественной войны и несколько лет после студия работала на базе «Ленфильма». С 1947 года она стала назваться «Таллинской киностудией».

Выпуск художественных фильмов стартовал в середине 1950-х, а в 1956 году вышла первая самостоятельная картина – «Яхты в море», но особого интереса у зрителей она не вызвала. Намного успешнее оказался фильм «Укротители велосипедов», выпущенный в 1963-м. В то же году студия превратилась в «Таллинфильм». Помимо художественных картин она выпускала мультипликационные и научно-популярные фильмы.

Пик популярности киностудии пришелся на 1970-1980-е годы, когда вышли фильмы «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Отель «У погибшего альпиниста», «Дознание пилота Пиркса», «Арабелла – дочь пирата» и хит тогдашнего кинопроката – фантастический фильм «Заклятие долины змей». В 2001 году киностудию закрыли.

Венделин Юрий, Рудько Виктор/Фотохроника ТАСС

«Грузия-фильм»

Киностудия в Тбилиси появилась в 1921 году как киносекция при Народном комиссариате просвещения Грузинской ССР, хотя кино в Грузии развивалось и до этого – еще в 1912 году вышел первый грузинский фильм, посвященный поэту Акакию Церетели. Свое название студия меняла не раз: в 1938-1953 годах это была Тбилисская киностудия, а с 1953-го получила название «Грузия-фильм». В 1958-м на базе ее сектора кинохроники создали Грузинскую студию хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.

Одной из первых известных на весь СССР картин, созданных на студии «Грузия-фильм», стала комедия «Свадьба» (1944) с Фаиной Раневской и Алексеем Грибовым. Правда, режиссер Исидор Анненский снимал ее на базе «Мосфильма». После войны на студию пришел молодой Георгий Данелия, сначала снимался в массовке у своего дяди Михаила Чиаурели, а в 1969 году снял комедию «Не горюй!» («Мосфильм» при участии «Грузия-фильм») с Серго Закариадзе, Верико Анджапаридзе и Ариадной Шенгелая, а также молодыми актерами Софико Чиаурели и Вахтангом Кикабидзе.

В 1964 году режиссер Резо Чхеидзе снял на студии «Грузия-фильм» один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне – «Отец солдата». В Советском Союзе грузинское кино и грузинских актеров любили, студия выпустила более 1200 работ. После распада СССР «Грузия-фильм» превратилась в Государственный центр кинематографии Грузии и по-прежнему снимает кино.

«Арменфильм»

Похожим образом развивалась история студии «Арменфильм», образованной в 1923 году в системе Главполитпросвета Наркомата просвещения Армении как организация «Госкино». В 1928 году студию переименовали в «Арменкино», а в 1938-м – в Ереванскую киностудию. Только в 1957 году студия обрела название «Арменфильм».

Первым художественном фильмом Армении стала картина «Намус» (1925) режиссера Амбарцума Бекназаряна, снятая совместно с Госкинпромом Грузии. Бекназарян считается основателем армянского кино, в 1966 году киностудии присвоили его имя.

Из «Арменфильма» вышли многие знаменитые советские артисты, среди которых Армен Джигарханян, Фрунзик Мкртчян, Гурген Тонунц, Кахи Кавсадзе, Арчил Гомиашвили. Там же снял кинопритчу «Цвет граната» Сергей Параджанов и работал после успеха «Неуловимых мстителей» Эдмонд Кеосаян, снявший на «Арменфильме» лирическую комедию «Мужчины», семейную драму «Когда наступает сентябрь» и историческую драму о борьбе армян против турков «Звезда надежды».

Кроме того, «Арменфильм» до сих пор знаменит фантасмагоричными мультфильмами, созданными в 1979-1980-х годах Робертом Саакянцем по мотивам народных сказок и произведений Ованеса Туманяна: «Кикос» (1979), «В синем море, в белой пене…» (1984), «Ух ты, говорящая рыба!» (1983), «- Ишь ты, Масленица!» (1985) и др.

«Казахфильм»

История казахского кино отсчитывается от 1934 года, когда была образована Алма-Атинская студия кинохроники, специализировавшаяся на документальных фильмах. В 1941 году на основании Постановления Совета Народных комиссаров Казахской ССР на ее базе появилась Алма-Атинская киностудия. При этом первый казахский художественный фильм, историческая драма «Амангельды», еще в 1938 году был снят казахскими кинематографистами на студии «Ленфильм».

Толчок развитию кино в республике дала, как ни странно, война: в город эвакуировали «Мосфильм», «Ленфильм» и ВГИК. А в 1941-м Алма-Атинская киностудия вошла в состав Центральной объединенной киностудии. В годы войны были сняты фильмы «Батыры степей» (1942), «Воздушный извозчик» (1943), «Иван Грозный» (1945) и другие. Когда эвакуированные организации вернулись домой, в Казахской ССР остались не только часть оборудования и декораций, но и подготовленные кадры. Алма-Атинская киностудия успешно продолжила снимать кино для местного проката, среди популярных картин можно назвать «Девушка-джигит» (1955), «Там, где цветут эдельвейсы» (1966), «Земля отцов» (1966) и «Конец атамана» (1970). На «Казахфильме» снимали «Транссибирский экспресс» (1977) и «Тайны мадам Вонг» (1986).

В 1980-х «Казахфильм» прославил режиссер Рашид Нугманов, автор экспериментальной короткометражки «Йя-Хха» со звездами русского рока. В 1988 году Нугманов снял культовый фильм «Игла» с Виктором Цоем, картина заняла второе место во всесоюзном прокате, а лидер группы «Кино» был признан лучшим актером года.

Киностудия «Казахфильм» продолжает свою работу, выпуская художественное, документальное кино и мультипликационные фильмы.

Будневич Иосиф/Фотохроника ТАСС

«Узбекфильм»

Первым в истории узбекским кино считаются кадры, снятые в 1908 году местным фотографом Худайбергеном Девановым на французскую камеру «Патэ» во время выезда на автомобиле хана Асфандияра. Киностудия «Узбекфильм» же была образована в 1925-м, первое время она выпускала документальные фильмы на актуальные темы: освобождение женщин Востока, индустриализация республики, необходимость получения образования и пр. Так и первый узбекский художественный фильм, «Пахта-Арал» (1925), повествовал об улучшениях в жизни крестьян после Октябрьской революции.

В годы Великой Отечественной войны в Ташкент эвакуировали киностудии Москвы, Ленинграда, Минска и Киева, а во главе «Узбекфильма» на время встал режиссер Михаил Ромм. В этот период киностудия выпустила картины «Два бойца» (1943), «Александр Пархоменко» (1942) и «Насреддин в Бухаре» (1943) – последний фильм Якова Протазанова.

После войны киностудия снимала кино для местного зрителя и работала по заказу Гостелерадио. Среди лучших фильмов «Узбекфильма» – «Ташкент – город хлебный» (1968),«Влюбленные» (1969), «Нежность» (1966), «Какие наши годы!» (1988), «Горячие тропы» (1971), «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» (СССР, Индия, 1980), а также мультфильм «Будет ласковый дождь» (1980) по мотивам рассказа Рэя Брэдбери.

После СССР «Узбекфильм» стал частью агентства «Узбеккино» и продолжает снимать документальные и художественные фильмы.

«Киргизфильм»

Студия «Киргизфильм» была создана в 1941 году в Бишкеке (Фрунзе) на базе корпункта Узбекского государственного фотокинотреста («Узбеккино»). Сначала она называлась Фрунзенской студией кинохроники, затем – Фрунзенской студией художественных и хроникально-документальных фильмов, а «Киргизфильмом» стала в 1961-м.

Студия известна экранизацией многих произведений Чингиза Айтматова. Здесь в 1963 году выпускница ВГИКа Лариса Шепитько сняла дипломную работу – фильм «Зной» по мотивам повести Айтматова «Верблюжий глаз», а в 1965 году Андрей Кончаловский – свою первую полнометражную картину – «Первый учитель» по одноименной повести писателя.

Период расцвета студии «Киргизфильма» был связан с именами местных режиссеров Болотбека Шамшиева, Толомуша Океева и Альгимантаса Видугириса, которые сняли такие картины, как «Алые маки Иссык-Куля» (1971), «Выстрел на перевале Караш» (совместно с «Казахфильмом», 1968), «Белый пароход» (1975), «Красное яблоко» (1976), «Потомок белого барса» (1985).

Студия продолжает снимать кино, в настоящее время она названа в честь Толомуша Океева.

«Молдова-фильм»

Своя киностудия появилась и в Молдавской ССР. В 1940 году в Кишиневе был создан корреспондентский пункт Украинской кинохроники, а в 1952-м на его базе заработала киностудия. В 1957 году ее преобразовали в киностудию художественных и хронико-документальных фильмов «Молдова-фильм».

Первое время студия выпускала только документальные фильмы, первым художественным стала музыкальная киноповесть «Молдавские напевы» (1955 году), оператором на которой работал Петр Тодоровский.

В разные годы на студии работали режиссеры Георгий Натансон, Эмиль Лотяну, Вадим Дербенев, а также актер Михаил Боярский, музыку ко многим картинам киностудии писал молдавский композитор Евгений Дога.

В основном «Молдова-фильм» работала по заказу Центрального телевидения. На киностудии был сняты детективы «Фаворит» (1976) по роману британского писателя Дика Фрэнсиса и «Ошибка Тони Вендиса» (1981) – экранизация романа Уилки Коллинза «Женщина в белом», драма «Обвиняются в убийстве» (1969) и сказка «Мария, Мирабела» (совместно с «Союзмультфильмом», 1981).

За время существования СССР студия «Молдова-фильм» выпустила более 120 художественных фильмов, однако с 1990-х практически перестала выпускать кино.