Когда он выходил на сцену, зрители сразу начинали улыбаться. А его монологи знали наизусть, подхватывали и доводили любую цитату до конца, поскольку образ этого актера сразу вставал перед глазами. Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения советского и российский артиста эстрады и кино Романа Карцева. В память об актере, народном артисте России MIR24.TV рассказывает о его жизни и творчестве.
Смотрите программу «Рожденные в СССР. К 85-летию со дня рождения Романа Карцева» в понедельник, 20 мая, сразу после полуночи на телеканале «МИР».
Он родился 20 мая 1939 года в Одессе, в еврейской семье. Имя при рождении – Роман Аншелевич Кац. Его отец вырос в бедной семье, где было 11 детей. Бабушка Романа Карцева пекла пирожки и торговала ими на Привозе. В семье говорили на идише. Первые два года после рождения будущий актер жил вместе с родителями и старшими братом и сестрой в Тирасполе. Его отец Аншель Кац был нападающим тираспольской футбольной команды и даже играл во второй лиге чемпионата СССР по футболу. А позже стал тренером и спортивным арбитром.
Мать Сура-Лея Фуксман, которую в семье звали просто Соней, получила довольно хорошее образование. Ее отец, дедушка Романа Карцева, был кантором в синагоге. Это не помешало матери актера увлечься коммунистическими взглядами. Она работала контролером ОТК обувной фабрики, потом стала парторгом на том же предприятии.
Когда началась война, отец семейства ушел на фронт. А мать с детьми отправились в эвакуацию в Омск. Оставшиеся в Одессе бабушки, дедушки и другие родственники актера погибли. В 1945 году осиротевшая семья вернулась в Одессу, а еще через год с женой и детьми воссоединился Аншель Кац, прошедший всю войну и демобилизованный после ранения.
Семья снова была вместе, хотя между родителями часто возникали идеологические споры. Мать-парторг не хотела мириться с тем, что ее муж слушал по ночам «Голос Америки». К слову, брат и сестра Романа Карцева впоследствии эмигрировали в США, а брат даже сделал там карьеру, став довольно известным актером цирка.
В школе Роман Карцев увлекался футболом и оперой. Дело в том, что семья жила рядом с Оперным театром. Мальчишка с приятелями частенько пробирался на спектакли через окно женского туалета, расположенное позади здания, на втором этаже. Он выступал на сцене школьного любительского театра. Но и в классе старался быть в центре внимания любыми способами. За харизму, любительскую клоунаду и любовь попаясничать еще в детстве его прозвали «Ромкой-артистом».
Однако попытка поступить после окончания школы в Одесское театральное училище не увенчалась успехом, и в 1956 году Роман Карцев устроился на швейную фабрику учеником наладчика швейных машин. Затем он работал сперва на той же фабрике, потом на модельно-обувной фабрике. Парень достиг восьмого квалификационного разряда и зарабатывал неплохие деньги, но мечтал Карцев о другом. Страсть к сцене все время жила в нем: он участвовал в работе драмкружков, выступал на фабричных вечерах, без него не обходился ни один конкурс самодеятельности, от районного до республиканского уровня.
В драмкружке Дома культуры моряков произошел случай, отчасти определивший будущее направление его творчества. Роману Карцеву было тесно в рамках его роли. Поэтому он не только перетянул внимание зрителей с главного героя на себя, но и превратил серьезный спектакль на военную тематику в фарс. Зрители хохотали и аплодировали, а режиссер в гневе прогнал молодого актера из драмкружка.
Зато в 1960 году Романа Карцева пригласил к себе студенческий театр миниатюр «Парнас-2» при одесском институте инженеров морского флота. И это оказалось поистине судьбоносным событием, поскольку там он познакомился с молодыми Виктором Ильченко и Михаилом Жванецким, творческий и дружеский союз с которыми продлился потом всю жизнь. Жванецкий даже говорил впоследствии: «Нас было трое – Рома, Виктор Ильченко и я. Мы были как братья. Рома заменял мне брата, которого у меня никогда не было».
В 1962 году в спектакле «Я иду по улице», где играла вся троица, их увидел Аркадий Райкин и пригласил их работать в Ленинградский театр миниатюр, которым в то время руководил. Так в 22 года актер, тогда еще носивший фамилию Кац, оказался в Ленинграде. Именно Райкин и посоветовал ему взять псевдоним – Роман Карцев.
Ленинградский период его творчества был очень насыщенным. Он погрузился в богатую культурную жизнь города, выступал на профессиональной сцене и даже заочно поступил в ГИТИС на актерский факультет, который окончил в 1972 году.
«Мы ходили по театрам, актерским вечерам, капустникам, – писал впоследствии Карцев – Театральный Ленинград переживал тогда время расцвета – глаза разбегались. А музеи, соборы, мосты! Все это для меня было впервые, поэтому и зарплата, и скромная еда, и клопы в моем углу – все это было не важно. Завтракал за рубль в молочном кафе «Ленинград», обедал в пирожковой на Невском (четыре пирожка и бульон) – и вперед: репетиции, спектакли, Райкин, на которого я смотрел каждый вечер».
В театре Карцева постепенно вводили в отдельные эпизоды спектаклей. Потом были гастроли в Москве. И снова восторг: «Играли программу «Избранные миниатюры» в Театре эстрады. Москва бурлила. Какое счастье! Гостиница! Суточные 2.60. Итого 150 рублей в месяц! Богач! Таганка, «Современник» на площади Маяковского, Эфрос, Дом актера! Капустники! Ресторан ВТО! Мы гуляли рубля на три. Но зато! Вот, смотри – Стриженов, Гриценко, Ролан Быков, Козаков, Высоцкий, Гердт, и все молодые, а я еще моложе».
Затем были первые в жизни актера зарубежные гастроли, которые просто потрясли его воображение. Когда в Ленинград перебрались одесские приятели Карцева Михаил Жванецкий и Виктор Ильченко, то они стали потихоньку, дома репетировать спектакль на основе миниатюр Жванецкого. Тогда же родилась и звездная миниатюра «Авас», которая на годы стала визитной карточкой дуэта Карцева и Ильченко. Постепенно у друзей складывался репертуар. И они стали выступать не только в театре Райкина, но и на концертах в Ленинграде и Москве, куда их охотно приглашали. Еще бы – на сцене Роман Карцев был необыкновенно выразителен! Он мог в одно мгновение стать кем угодно: мимикой и импульсивной подачей передавал тысячи эмоций и характеров! Зрители с восторгом повторяли его фразы наизусть. Наверное, не было в стране человека, который бы не знал, сколько стоили большие и маленькие раки.
За восемь лет работы в театре Райкина Карцев отъездил всю Европу, исполняя свои миниатюры. Их каждый раз приходилось учить заново – в переводе на язык той страны, куда театр ехал на гастроли. Но все же в какой-то момент актеру стало тесно в рамках театра Райкина. Он ушел в «свободное плавание». Сперва полтора года ездил из города в город с симфоническим оркестром, куда его взяли ведущим. Потом женился и осел в Москве, откуда они с Виктором Ильченко совершали гастрольные туры.
«У нас с Витей было много «халтуры», работали по 30-40 концертов в месяц, – вспоминал актер. – Аппаратуры тогда не было, мы рвали глотки, но зарабатывали где-то по 500 рублей в месяц, тогда это были очень неплохие деньги. Мы не бывали дома по полгода, а возвращались совершенно изможденные – отдыхать».
Роман Карцев запомнился зрителям не только исполнением комических миниатюр, но и блестящей работой в кино, хотя главных ролей у него практически не было. Однако его выразительность была столь велика, что даже второстепенные персонажи в его исполнении оставались в памяти советского зрителя.
В кино Роман Карцев сыграл ряд запоминающихся ролей. Например, в экранизации «Мастера и Маргариты» Карцев сыграл ушлого киевского родственника погибшего Берлиоза, который хочет получить в наследство «Нехорошую квартиру». В другой экранизации романа Булгакова – «Собачьем сердце» – Карцев блестяще исполнил роль Швондера. Этот человек, упакованный в кожаный плащ, считает себя очень важным. Он смешон и пугающ одновременно – только Карцев мог передать это.
В «Старых клячах» режиссер Эльдар Рязанов отдал актеру роль грустного и доброго администратора театра Иосифа Лазовского, а в фильме «Небеса обетованные» – бездомного скрипача-еврея Соломона. Но самой своей удачной ролью в кино Роман Карцев считал Лазаря Боярского из фильма «Биндюжник и король». Он играет одну из центральных ролей – жениха дочки Бени Крика, которую блестяще сыграла Татьяна Васильева. Веселую песню в исполнении Карцева «Про нервы» из этого фильма помнят многие, даже те, кто не смотрел фильм полностью: «Ах, нервы, нервы, нервы, нервы, нервы, пусть, грубо говоря, миллионер вы, но нервы, нервы, нервы, нервы, нервы вам делают на каждый день невроз!».
За свою карьеру Роман Карцев снялся более чем в 20 кинолентах. В 2009 году президент России Дмитрий Медведев наградил артиста орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Подробнее в сюжете: Театр