38 лет не было, и вот. Впервые после убийства шведского премьера Пальме в Европе снова стреляют в премьера. Охрана лидера Словакии Роберта Фицо подпустила вплотную к нему террориста, который выстрелил в упор пять раз. О деле словацкого Кеннеди – в материале корреспондента «МИР 24» Романа Никифорова.
2009 год. Премьер Роберт Фицо приводит Словакию в еврозону. Лично рекламирует новую валюту.
«Мы очень счастливы в Словакии, потому что верим, что Европа будет большим успехом для Словакии», – говорил политик.
Тогда Фицо следует в общем русле евроинтеграции. Дважды покидает пост премьера, но каждый раз возвращается. Со временем его риторика начинает меняться. Поначалу ничего неприличного, просто бизнес.
«Если у русских газ дешевле, давайте покупать у русских. Если у китайцев игрушки дешевле, значит, будем покупать у китайцев. Конечно, можно покупать у швейцарцев, но у нас не такая богатая страна». В общем, Фицо выступал примерно с этих позиций», – отметил главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич.
По нынешним европейским меркам уже ересь! Дальше – больше. Последние два года словак позволяет себе критиковать европейскую политическую элиту.
«У Европы сегодня нет суверенитета. Нужно просто повторять то, что хотят крупные игроки, и тогда на душе будет спокойно. Однако я уже слишком старый политик с большим опытом для этого», – подчеркивал премьер Словакии.
Фицо знает историю.
«Чехословакию освободила Красная армия. Этот факт нельзя изменить. Этот факт, что понятно, создает сильную привязанность между жителями Словакии и народами бывшего Советского Союза. Отвергаю любое искажение истории», – напоминал Роберт Фицо.
В августе словаки будут отмечать 80-летие национального восстания против немецких оккупантов. А в июле – еще один государственный праздник, который напоминает о связи с Россией. День святых Кирилла и Мефодия. В IX веке они приехали в Великую Моравию, которая включала нынешние словацкие земли, там и славянскую азбуку составили.
Нынешнему словацкому лидеру в сентябре должно исполниться 60. Жена Светлана, доктор юридических наук. Их браку более 35 лет. Есть взрослый сын Михал. Наряду с венгерским премьером Виктором Орбаном Фицо называют одним из главных евроскептиков: поддержка традиционных ценностей, ограничение миграции, сопротивление американскому диктату. Политик национально ориентированный, прословацкий. Однако на Западе его упорно называют пророссийским. Хотя санкции против Москвы Братислава ввела, и визы россиянам со скрипом выдает. Однако новые ограничения Фицо не поддерживает. И самое страшное – вооружать Украину не собирается!
«Мы не пошлем в Украину ни одного патрона из государственных запасов», – подчеркивал Роберт Фицо.
А тут еще и президентскую кампанию выигрывает бывший соратник Фицо Петр Пеллегрини, что идет на выборы лозунгами как у премьера разве что более умеренными. Теперь он заменит Зузану Чапутову, которая совмещала популярную экологическую повестку с поставками Украине артиллерийских орудий и систем ПВО. Кажется, остановить словацкий разворот может только форс-мажор. Который и случается ровно за месяц до президентской инаугурации и за три недели до выборов в Европарламент.
15 мая после выездного совещания в городе Гандлова премьер Фицо идет общаться с народом, но вместо рукопожатий получает пули: 71-летний нападавший успевает выстрелить в упор пять раз. Попадает трижды в плечо, живот и бедренную кость. Фицо тяжело ранен.
Эксперты заявляют об ошибках личной охраны: непонятна даже схема сопровождения первого лица.
«Они имеют разные названия: «треугольники», «квадраты», «шестиугольники», «коробочки» – как угодно, в зависимости от количества сотрудников. При пешем сопровождении каждый сотрудник занимает свою определенную позицию и несет ответственность за определенный сектор. Должен был быть передовой сотрудник, который шел бы именно прямо перед премьер-министром, именно к тому месту, в котором он хотел пообщаться с народом. И он бы уступил пространство в самый последний момент. Таким образом, стрелок вообще не получил бы никакой возможности», – отметил руководитель штаб-квартиры «Национальной ассоциации телохранителей России» Алексей Фонарев.
В первые секунды после нападения все бросаются к стрелку, а не к упавшему премьеру.
«Думали ли они о том, что может быть еще второй стрелок на случай неудачи?» – задается вопросом Алексей Фонарев.
Вот для сравнения покушение на Рональда Рейгана в 1981 году. Охрана моментально разделяется на две группы. Стрелок, кстати, успевает выстрелить шесть раз, но оказывается не слишком метким. Попадание в президента только рикошетом от лимузина.
Что касается нападения на Фицо, то при его эвакуации охрана не использует средства защиты вроде папок, зонтов и чемоданов, что моментально раскладываются в бронированные щиты. Пара сотрудников, похоже, не сразу понимает куда надо бежать. Наконец, за барьерами премьера ожидают не так много людей. В толпе было 20-30 человек. Тем не менее один из них спокойно проходит с оружием – то ли пропустили, то ли вообще не досматривали. Хотя сам же премьер месяц назад предупреждал: оппозиция нагнетает!
«Они непристойно ругают государственных политиков на улицах. И я просто жду, когда это недовольство, так сильно усиленное газетами или экстренными новостями, приведет к убийству одного из ведущих политиков правительства. И я не преувеличиваю ни на миллиметр», – отмечал Роберт Фицо.
Охранников Фицо уже допросили в военной контрразведке.
«У меня сложилось впечатление, что охрана действовала либо не профессионально, либо была участницей этого преступления», – считает кандидат исторических наук, подполковник запаса МВД России Олег Иванников.
«Ведь не надо сильно предавать – достаточно отстать на полшага. Отвернись, просто чуть-чуть прошел человек, у тебя в рамочке что-то свистнуло, ну не надо его детектором досматривать. Все. И доказать это очень сложно», – отмечает Алексей Фонарев.
Есть, конечно, и другой вариант. Словацкие спецслужбы просто оказались не готовы, потому что ничего подобного в их стране никогда не происходило. Хотя для Запада в целом это не новость. Одна и та же схема: нападение на первое лицо фанатиком-одиночкой, за которым якобы никто не стоит.
В 1963 году в США убивают президента Джона Кеннеди. Стрелком объявляют бывшего морпеха Ли Харви Освальда: мол, ездил в Советский Союз, заразился левыми идеями. Самого Освальда при выходе из полицейского участка расстреливает владелец ночного бара Джек Руби. А через четыре года и Руби умирает в тюрьме. Концы в воду.
В 1985-м в Швеции расстреливают премьера Улофа Пальме за три дня до объявленного визита в СССР. В убийстве обвиняют неуравновешенного рецидивиста, но затем оправдывают за недоказанностью вины.
В 1995-м израильский премьер Ицхак Рабин готовится подписать в Осло соглашения с Палестинской автономией, и в Тель-Авиве на многотысячном митинге в него стреляет Игаль Амир – ультраправый экстремист. Разумеется, одиночка.
Вот и в случае с Фицо нападавший Юрай Цинтула. Просто безумный оппозиционер, выразивший свой протест. Называет себя поэтом и прозаиком, но больше известен как охранник торгового центра, которого в 2016-м году избил посетитель-наркоман. Основатель движения против насилия. Вот цитата: «Будем недовольны, но не жестоки!» При этом был связан со словацкой националистической организацией.
«Это достаточно отработанный вариант, когда подыскивается специальный гражданин, желательно националистических убеждений, которому не нужно платить денежные средства. Он и так хорошо мотивирован на совершение политического убийства. С ним только нужно «специалисту» побеседовать хорошо, еще раз проговорить обстоятельства, возможно, вложить в руки оружие», – отметил Олег Иванников.
Президент России Владимир Путин одним из первых направил телеграмму действующему президенту Словакии.
«Это чудовищное преступление не может иметь никаких оправданий. Знаю Роберта Фицо как мужественного и сильного духом человека. Очень надеюсь, что эти качества помогут ему выстоять в этой тяжелой ситуации», – сказано в телеграмме. Двое европейских лидеров – венгр Орбан и серб Вучич – сообщили, что молятся о здоровье Фицо.
«Я хотел бы попросить Вас вместе помолиться за здоровье и выздоровление нашего брата и друга Роберта Фицо и чтобы Бог даровал ему долгую жизнь», – сказал президент Сербии Александр Вучич.
Официальная позиция Запада – нападение осуждаем, мы здесь не при чем.
«Мы шокированы и потрясены стрельбой. Это нарушает все представления о демократии», – отметил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
А если неофициально?
«Четкий сигнал, конечно. Опять же сошлюсь на крылатое российское, советское выражение «шаг влево, шаг вправо считается побег, прыжок на месте – провокация, конвой открывает огонь без предупреждения». Заодно венгерскому лидеру информация, так сказать: мужик, ты вот посмотри, что ты думаешь, у тебя в стране придурков мало? Могут и в тебя попасть», – полагает Николай Межевич.
Западные СМИ начинают проталкивать мысль, что покушение не на ровном месте произошло. Мол, Фицо сам своих оппонентов провоцировал. Вот как это подает Sky News: «Обеспокоенность по поводу изменений, внесенных премьер-министром в законодательство о СМИ и уголовное право, вызвала протесты. Предполагается, что именно эти опасения побудили 71-летнего бывшего охранника и поэта открыть огонь»
Тем временем врачи продолжают бороться за жизнь Роберта Фицо. Сообщают: его состояние стабилизировалось, но по-прежнему остается тяжелым. Как быть в отсутствии премьера, в словацкой Конституции не прописано. Президент – фигура номинальная, но в теории он может объявить себя реальным главой государства. Осенью в стране новые парламентские выборы. И пока неясно, кто поведет на них правящую партию.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: