13:29 22/05/2024

«Грузия-фильм» – большая кузница звезд и авторского кино

Корженков Е.\ТАСС

В Грузии всегда по-особенному относились к театру и кинематографу. Неслучайно эта страна – родина многих выдающихся режиссеров, актеров, сценаристов и композиторов. Резо Чхеидзе, Георгий Данелия, Тенгиз Абуладзе, Вахтанг Кикабидзе, Арчил Гомиашвили, Софико Чиаурели – число прославленных кинодеятелей на душу населения здесь просто зашкаливает. О том, как небольшая республика стала кузницей кинозвезд, почему студия «Грузия-фильм» задала высокую планку советским кинематографистам и за что во всем мире любят и уважают грузинские фильмы, расскажем в материале MIR24.TV.

Смотрите х/ф «Мимино» 23 мая в 22:30 и 26 мая в 7:20 на телеканале «МИР».

От первого киноочерка до большой киностудии

Грузинскому кинематографу больше ста лет. Его хронику открывает работа режиссера Василия Амашукели. В 1912 году он снял фильм «Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми». Картина не только ознаменовала начало истории национального кино, но и стала одной из первых в мире полнометражных документальных лент. К сожалению, целиком до наших дней образец не дожил, сейчас можно увидеть лишь отдельные фрагменты эпохального киноочерка.

Бурное развитие грузинское киноискусство получило в 1920-е годы. При Наркомпросе республики была организована киносекция, которая позже превратилась в Тифлисскую киностудию. Здесь производили мультипликационные, документальные и научно-популярные картины.

В период с 1938 по 1953 годы объединение работало как Тбилисская киностудия. На это время пришелся расцвет творческой деятельности таких режиссеров, как Михаил Чиаурели, Николоз Шенгелая, Котэ Микаберидзе, Михаил Калатозишвили. В работах знаменитых кинематографистов складывались характерные черты грузинского кино: жизнеутверждающее повествование, мягкая сатира, легкая наивность и любовь к людям.

Вопреки жестким рамкам советской цензуры и пропаганды, грузинским деятелям удавалось выпускать оригинальные и самобытные ленты. В них герои не решали социалистические проблемы, а размышляли над вопросами глобального бытия. Даже в период «сталинского малокартинья» (1948-1952 годы), когда на многих союзных киностудиях работа вообще встала, грузинская студия выдавала по два-четыре фильма ежегодно.

Золотой фонд советского кино
Фото: Фотохроника ТАСС (кадр из фильма «Не горюй!»)

В 1953 году появилась киностудия «Грузия-фильм». Она стала сердцем грузинской киноиндустрии, национальной гордостью и гарантом качества. Здесь было снято больше тысячи замечательных фильмов, около ста из них заслуженно отметили призами и премиями на международных фестивалях.

В советское время фильмы грузинских режиссеров дважды отмечали в Каннах – «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (Гран-при) и «Лурджа Магданы» Тенгиза Абуладзе и Резо Чхеидзе (номинация). Большой успех имели комедии «Стрекоза» Семена Долидзе и «Заноза» Николая Санишвили, собравшие в прокате по 30 миллионов зрителей.

Совершенным открытием оказалась приключенческая фантастика «Тайна двух океанов», которую Константин Папиашвили снял за несколько лет до выхода нашумевшего «Человека-амфибии». Картина грузинского автора поражала высоким для того времени уровнем спецэффектов. Таким образом «Грузия-фильм» задала высокую планку по комбинированным съемкам в фантастическом кино, которую советский кинематограф поддерживал на протяжении десятка лет.

К «золотому фонду» относится и лента Резо Чхеидзе «Отец солдата». Культовая драма по сей день считается одним из лучших фильмов на военную тему в истории кинематографа. Успешную фестивальную судьбу имела биографическая картина «Пиросмани» Георгия Шенгелая – о жизни и творчестве великого грузинского художника. В то же время популярностью пользовались тонкие притчи Отара Иоселиани и ироничные короткометражки Михаила Кобахидзе. А легендарные «Мимино» и «Не горюй!» Георгия Данелии до сих пор называют образцами комедийного жанра.

Фото: Фотохроника ТАСС

Зверинец на студии и страшный пожар

К началу 1980-х годов грузинская кинообитель выпускала до 50 картин ежегодно. Причем большую часть из них составляли абсолютно уникальные авторские работы. Местных кинематографистов отличал индивидуальный режиссерский почерк, делавший каждое произведение штучным и запоминающимся.

Вместе со стремительным развитием киноискусства в республике появлялось все больше талантливых артистов. Вахтанг Кикабидзе, Софико Чиаурели, Ия Нинидзе, Серго Закариадзе, Мамука Кикалейшвили, Кахи Кавсадзе – грузинские актеры подарили советским зрителям целую галерею полюбившихся героев и персонажей. Среди них – бессменный исполнитель роли Сталина Андро Кобаладзе, воплотивший образ вождя на экране больше 15 раз.

В лучшие годы «Грузию-фильм» называли одной из самых дорогих киностудий в СССР. На ее территории даже был открыт собственный зверинец, в котором содержали собак, лошадей, медведей, волков, коз, уток и других животных, участвовавших в съемках. Была здесь и своя каскадерская школа, выпускников которой нанимали для работы другие студии в союзных республиках.

После развала Советского Союза государственное финансирование кинематографа прекратилось. Денег на производство новых картин катастрофически не хватало. Многие грузинские актеры и режиссеры были вынуждены эмигрировать, чтобы продолжать свою творческую деятельность. Огромной трагедией для главной киностудии в республике оказался пожар, произошедший в 2005 году. Огонь уничтожил бесценный архив с признанными шедеврами кино. К счастью, большинство негативов и копий все-таки удалось восстановить.

Сегодня грузинское кино обретает второе дыхание, постепенно набирая обороты после нескольких лет затишья. В стране был создан Национальный центр кинематографии, который обеспечивает государственную поддержку местного кинопроизводства.

«Грузинский фильм – абсолютно уникальное явление, яркое, очень мудрое, искреннее. Есть все, что может заставить меня плакать, а я должен сказать, что это нелегкая вещь», – говорил итальянский режиссер Федерико Феллини.

Как и в советские годы, современные грузинские ленты отличает особая философия. В них – и юмор, и печаль, простота повседневности и тяжесть судьбы, национальный колорит и рассудительность кавказского народа.