18:02 24/05/2024

Первый брейк-данс в кино и музыка Эдуарда Артемьева: пять причин посмотреть фильм «Курьер»

кадр из фильма «Курьер», 1986 г., реж. К. Шахназаров, Мосфильм

Во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов Карен Шахназаров снял целый ряд необычных, в какой-то мере фантасмагоричных картин, в том числе «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца», «Сны». Все они отражали тревожный и неопределенный дух эпохи, а самым жизненным и простым для восприятия среди них был «Курьер». Фильм был снят по повести Карена Георгиевича, в центре повествования – двое молодых людей. Иван провалил экзамены и работает курьером в журнале, Катя поступила на первый курс в МГУ и учится на лингвиста. У одного – разведенные родители и несчастная мать, у второй – благополучная профессорская семья. Казалось бы, ничего общего, но жизнь ненадолго сводит их вместе. И вот пять причин, чтобы посмотреть фильм «Курьер».

Смотрите в субботу, 25 мая, в 10:10 х/ф «Курьер» (трагикомедия, СССР, 1986) на телеканале «МИР». Режиссер: Карен Шахназаров. В ролях: Федор Дунаевский, Анастасия Немоляева, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова и др.

Самая популярная картина Карена Шахназарова

Нынешний глава «Мосфильма» Карен Шахназаров – не самый плодовитый режиссер, в его фильмографии около 20 картин. Первым большим успехом Шахназарова стала музыкальная комедия «Мы из джаза», вышедшая на большой экран в 1983 году, а в 1985-м режиссер представил лирическую музыкальную комедию «Зимний вечер в Гаграх». Уже через год вышел «Курьер» – история о дерзком и неординарном советском выпускнике-нигилисте, провалившем экзамены в институт, находящемся в конфликте с миром взрослых и имеющем крайне расплывчатые представления о собственном будущем. Броня этого «героя своего времени» – дурацкие шуточки, выдаваемые с самым безразличным выражением лица, но помогут ли они Ивану Мирошникову найти свой путь в жизни, не такой, как у родителей?

Зрители «Курьера» приняли тепло, в 1988-м он был признан лучшим фильмом 1987 года по опросу журнала «Советский экран», за 12 месяцев его посмотрело 34 миллиона человек. В том же году картина получила «Специальный приз жюри» на ММКФ. С тех пор главного героя фильма, 17-летнего Ивана Мирошникова сравнивали с Бастером Китоном, Холденом Колфилдом и даже «Братом» 1980-х.

«Курьер», как и любое истинное произведение искусства, не теряет актуальности, ведь поднимает вечные вопросы. Из всех фильмов Карена Георгиевича именно этот чаще всего оказывается в программе телепередач российских телеканалов.

кадр из фильма «Курьер», 1986 г., реж. К. Шахназаров, Мосфильм

Брейк-данс и музыка Эдуарда Артемьева

Большое значение в своих фильмах Карен Шахназаров уделяет музыке – так было и с «Курьером». Основную тему для комедии написал знаменитый композитор Эдуард Артемьев – пионер в области синтетической музыки в России, автор музыки к работам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского. Для «Курьера» Артемьев написал динамичную, жизнеутверждающую, но немного тревожную тему – под нее в самом начале фильма Иван мчится на привезенном из Эстонии скейтборде приятеля.

И уже в первые минуты ленты, на песчаном карьере, мы видим ребят, танцующих брейк-данс под трек «Rockit» B.T. & The City Slickers – кавер-версию композиции «Rockit» Херби Хэнкока. Брейк-данс под эту же музыку танцуют и в конце фильма, на спортивной площадке, когда Иван отдает подаренное отцом пальто другу. Считается, что «Курьер» – это первый советский фильм, в котором показан брейк-данс – на тот момент совершенно новое для Советского Союза явление. В 1980-х американская уличная культура, подразумевающая хип-хоп, брейк-данс, граффити и скейтбординг, в основном проникала за «железный занавес» через европейские журналы, просачивавшиеся через Прибалтику. К съемкам «Курьера» Шахназаров привлек би-боев первой волны.

Говорят, когда-то существовал эпизод, в котором к танцующей толпе присоединяется и главный герой фильма. Сначала он наблюдает за движениями ребят со стороны, а потом выходит в центр круга и пытается повторить их. Однако эту сцену вырезали при монтаже.

Юные актеры, которые прославились одним фильмом

Во многом успех «Курьеру» обеспечил удачный подбор актеров, в фильме снялись Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Черный, Владимир Меньшов… Профессорскую дочку Катю сыграла Анастасия Немоляева – племянница актрисы Светланы Немоляевой, дочь ее брата – оператора Николая Немоляева. Дедушка Анастасии, Владимир Немоляев, был кинорежиссером, а бабушка работала звукооператором на «Мосфильме». Не удивительно, что сниматься в кино девочка начала чуть ли не в 11 лет.

На роль Кати Кузнецовой в «Курьере» пробовались Юлия Меньшова, Ольга Кабо, Оксана Фандера, Алика Смехова, на роль Ивана Мирошникова – Дмитрий Певцов, Дмитрий Харатьян и Игорь Верник. Но подходящие типажи не находились. Николай Немоляев был оператором-постановщиком «Курьера» и рассказал о поисках актера на роль Ивана своей дочери. Тогда Анастасия принесла Шахназарову фото своего бывшего одноклассника Федора Дунаевского, который в действительности был похож на своего героя: трудный сын разведенных родителей (мама программист, папа – биохимик), стоявший на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, закрытый и острый на язык. Режиссер решил устроить пробы обоим и тут же утвердил их на главные роли, а потом защищал свой выбор перед худсоветом.

Несмотря на яркий дебют в кино, ни Анастасия, ни Федор не связали с ним жизнь. Анастасия окончила ГИТИС, несколько лет играла в Театре на Малой Бронной и снималась в кино, но в итоге стала художником и специализируется на росписи эксклюзивной дизайнерской мебели. Федор сыграл Витю Шевченко в пронзительной картине Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна», но значимых работ в кино у него больше не было. Молодой человек окончил медицинское училище, работал фельдшером скорой помощи, а еще испробовал множество разных профессий – от актера озвучки до дворника и официанта.

кадр из фильма «Курьер», 1986 г., реж. К. Шахназаров, Мосфильм

Перестроечная мода: с миру по нитке

Интересен фильм и с точки зрения перестроечной эстетики. Тут можно увидеть, как выглядела элитная и обычная квартира в середине 1980-х, как одевалась «золотая молодежь» и простые ребята. В просторной квартире Кати со старинной фамильной мебелью соседствует на сегодняшний день абсолютно морально устаревшая «стенка» – тогда это было шикарно. Иван же ютится на узкой облезлой кровати, зато стены комнаты украшают постеры с рок-звездами и папины подарки из Африки.

Если костюм Ивана – это обычный образ молодого человека своего времени (рубашка, заправленная в брюки, свитер, кеды), то студентка МГУ Катя выглядит элегантно, некоторых ее вещей явно не могли достать девушки из среднестатистических советских семей. Модную одежду для съемок собирали с миру по нитке – что-то взяли из гардероба самой актрисы, что-то одолжила жена Карена Шахназарова, а, например, коричневый свитер дала знакомая оператора, она привезла его из Франции. В общем-то, эти образы актуальны до сих пор – чего стоит один Катин спортивный костюм «Адидас», который девушка носит дома.

На фоне сверстниц, мечтающих выглядеть модно, по-западному, как в журналах, Катя одевается скромно: почти не видно косметики, никаких зачесов, объемной бижутерии и ярких цветов. Все со вкусом и в меру – и в этом ее утонченность.

Размышление о ценностях и мечтах

«Курьер» – это прежде всего история о конфликте отцов и детей. «Сегодня, Агнесса Ивановна, вы имеете честь познакомиться с типичным представителем современной молодежи. Этакая смесь нигилизма с хамством. Любопытнейший экземпляр, любопытнейший. <…> Видите, все принимается в штыки. Из всего делается спектакль. Шутовство, возведенное в принцип. Нам ничего не нужно, мы все сами знаем», – так представляет Ивана своей матери отец Кати.

Иван решает добить родителя и откровенничает, что его жизненные принципы «самые несложные»: иметь приличный оклад, машину, квартиру в центре города и дачу в его окрестностях, «да, еще поменьше работать».

На самом деле, герой не настолько приземленный человек. Недаром в конце фильма он легко расстается с новым пальто, сопровождая свой подарок словами: «Носи и мечтай о чем-нибудь великом». А вот Катину комнату как раз украшают картинки с дорогими авто. «Я мечтаю быть очень красивой, чтобы нравиться всем мужчинам, и еще я хочу ехать в красивой спортивной машине, чтобы на мне был длинный алый шарф, а на сиденье рядом – магнитофон и маленькая собачка. Это честно», – выдает девушка перед гостями семьи.

В общем-то, перед нами нормальные бунтующие в разной степени подростки и нормальные заботливые родители, но как сложно им найти общий язык.