Молодой керамист из Узбекистана Шохрух Рахимов получил приглашение на Венецианскую биеннале. Его совместная работа с греческим мастером Яннисом Зоисом была отмечена на неделе ремесел в Лондоне и теперь отправится в Италию. Шохрух – керамист в седьмом поколении. В Ташкенте работает в одной студии с отцом и дедом. С тремя мастерами династии встретился корреспондент «МИР 24» Алексей Раевский.
Большой дом с выставочным залом. Напротив – просторная мастерская. Между ними расположен уютный дворик, задуманный как райский сад. Все вместе – сбывшаяся мечта.
«В 2006 году мы открыли мастерскую. Это была мечта моего деда: построить небольшую мастерскую. С отцом мы это все воплотили. Здесь и работаем сами. Здесь и преподаем», – рассказал Алишер Рахимов.
Мастера Рахимовы работают в 17 художественных стилях разных эпох. На стене – наглядная иллюстрация к энциклопедии художественной керамики Узбекистана.
«Здесь представлена керамика по мотивам Ташкента XI-XII веков. Тогда были популярны черные поливы. В XVII веке – зеленые с использованием меди. В XVIII веке появляются бело-кремовый фон, цветы», – добавил мастер.
Школы старых мастеров всю жизнь изучал дед и учитель Алишера Рахимова народный художник Узбекистана и керамист в четвертом поколении Мухитдин Рахимов. Он ушел в 1985 году, но оставил после себя мечту и больше 100 дневников, с детальным описанием всего, что делал, включая многочисленные эксперименты. Дело жизни продолжил сын. Например, эти тарелки появились благодаря четырем глиняным черепкам, найденным археологом Олегом Ростовцевым.
«Название, между прочим, он придумал – «Ориште гуляре». Цветы ангелов. Как будто птицы превращаются в цветы и так далее», – отметил мастер-керамист в пятом поколении, заслуженный академик Академии искусств Узбекистана Акбар Рахимов.
Птица счастья, птичьи семьи, душа птица – в творчестве Рахимовых эта тема занимает особое место, и ей посвящена большая выставка, на которой представлены работы мастеров трех поколений. Каждая работа оригинальна и уникальна. Когда цель выразить себя в творчестве, то делать копии не имеет смысла.
В современном мире исчезло гончарное ремесло, а вот керамическое искусство осталось, и оно требует не только вдохновения, но и времени. К примеру, работа над светильником продолжалась целый месяц, а творческий замысел вынашивался три года.
Автор светильника, Шохрух Рахимов, керамист в седьмом поколении. Даже после признания за границей большим мастером себя не считает и вообще к успеху относится сдержано.
«Я не чувствую, что стал мастером, так как мне многому предстоит научиться. Я в процессе обучения, как студент. Мой дед Акбар – это мой учитель и наставник. Он всегда меня учит чему-то – не только в керамике, но и в жизни в целом», – объяснил Шохрух Рахимов.
Передавать мастерство не от отца к сыну, а от деда внукам – это традиция.
Подробнее в сюжете: Культура и искусство
Читайте также: