6 июня исполняется 120 лет со дня рождения актрисы, которую до сих пор любит и помнит вся страна. Татьяна Пельтцер сумела воплотить на киноэкране столько ярких, самобытных образов бабушек и пожилых тетушек, что по их количеству и выразительности с ней могла бы потягаться разве что ее подруга Фаина Раневская. О том, как получилось, что мы не помним Татьяну Пельтцер молодой, почему всесоюзная слава пришла к ней только в 50 лет и какие тайны хранила актриса, читайте в нашем материале.
Татьяна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в семье еврейки и обрусевшего немца. Ее дед по матери был главным раввином Киева. Предки со стороны отца занимались шитьем модных шуб из меха, заказать которые могли только состоятельные и именитые люди. Впрочем, отец девочки Иван (Иоганн) Пельтцер давно отошел от семейного дела. Он был актером и режиссером, снял несколько фильмов, играл на сцене и возглавлял театр в Харькове. Семейное образование Татьяны и ее брата Александра велось на немецком языке, которым дети владели, как родным.
Учитывая профессию отца, не удивительно, что Татьяна и Александр буквально росли в театре и учились актерскому мастерству прямо на сцене. Они посещали актерские курсы, которые вел их отец, и с самого детства играли на сцене. Но Александр позже отошел от театра и стал выдающимся конструктором автомобилей и автогонщиком. А вот Татьяна навсегда прикипела душой к театральным подмосткам.
Впоследствии она вспоминала, что испытала настоящий восторг, когда впервые в 9 лет вышла на сцену. Она сыграла роль мальчика Авдия в спектакле «Камо грядеши?» по историческому роману о временах Нерона. Правда, когда артисты вышли на поклон, девочка засмотрелась в зал, оступилась и упала в суфлерскую будку. Но даже этот «провал» не остановил ее в стремлении стать актрисой. Первое время она играла исключительно роли мальчиков. В 10 лет за роль в «Дворянском гнезде» она получила свой первый гонорар. А в 11 сыграла в спектакле «Анна Каренина» роль сына главной героини. «Мамочка, не уходи», – шептал на сцене ангельский Сережа Каренин, и зрители вытирали слезы. А ведь у исполнительницы этой роли даже не было официального театрального образования. Без него Татьяна Пельтцер обходилась и дальше, хотя время от времени в разных театрах страны ей напоминали об отсутствии диплома.
Молодая актриса с восторгом восприняла Октябрьскую революцию, в 16 лет стала членом труппы передвижного театра политуправления, исколесив с ним полстраны. Она работала в театрах Екатеринослава, Нахичевани, Ейска, Москвы. Как-то после спектакля к ней подошел молодой человек с букетом ландышей. Представился: «Ганс Теблер. Немецкий коммунист». Тогда Пельтцер не подозревала, что эта встреча станет началом большого чувства. В 1927 году 23-летняя Татьяна вышла за него замуж и уехала с мужем в Берлин, где служила машинисткой в торговом представительстве СССР.
Актриса вспоминала, что они с мужем часто бывали в уютном пивном подвальчике, где однажды стали свидетелями агитационного выступления какого-то человека с визгливым, режущим слух голосом и усиками, как у героев Чарли Чаплина. Позднее оказалось, что это был Адольф Гитлер.
Муж актрисы был не только коммунистом и философом, но и главным конструктором завода «Опель». У Татьяны не было языкового барьера и бытовых трудностей, а друзья мужа, среди которых и режиссер Эрвин Пискатор, были в восторге от обаятельной фрау Теблер. Узнав, что она – актриса, Пискатор даже пригласил Татьяну в свой театр.
У нее было все: любимый муж, интересная работа, устроенная жизнь. Но ей было этого мало. Татьяна то и дело провоцировала супруга на ревность. В результате произошел разрыв, и в 1931 году молодая женщина вернулась в Москву одна.
Она снова становится Пельтцер, но точка в их отношениях еще не поставлена. Дружбу с бывшим мужем она поддерживала всю оставшуюся жизнь. Поговаривали, что даже в конце жизни он обеспечивал ей стильный заграничный гардероб, которым всегда отличалась Пельтцер. А она, не имевшая своих детей, просто обожала внука Ганса Теблера.
Развод Татьяны Пельтцер и возвращение из Германии, возможно, спасли ей жизнь. Если бы она осталась в Берлине, то в конце 1930-х ей бы напомнили, что она полукровка, еврейка по матери. Впрочем, на родине в 1940-х ей тоже пришлось непросто. С началом войны всех, кто носит немецкую фамилию, высылали из Москвы. То же самое грозило и Татьяне Пельтцер. Но коллеги-актеры Борис Андреев, Фаина Раневская, Мария Миронова и другие выбили для нее «охранную грамоту».
С 1940 года Татьяна Пельтцер играла в Московском театре эстрады и миниатюр (сейчас театр «Эрмитаж»), где наконец определилось ее будущее амплуа. Именно там она заявила о себе как острохарактерная актриса, которая может любую второстепенную роль сделать невероятно выразительной. Доходило до того, что зрители специально шли в театр «на Пельтцер», игнорируя актеров, исполнявших главные роли.
Кого она только не играла – банщиц, молочниц, нянек – но всегда создавала на сцене особую ауру, была способна захватить и «держать зал».
В 1947 году она была принята в Московский театр сатиры, где позже сыграла одну из своих лучших театральных ролей в спектакле «Доходное место» по Островскому. В этом спектакле она впервые встретилась с еще молодым тогда режиссером Марком Захаровым. Причем Татьяна Пельтцер с ним немедленно поссорилась, заявив, что если человек ничего не умеет, он занимается режиссурой. Но потом она поменяла свое мнение, они с Захаровым отлично поладили и последние годы жизни Татьяна Пельтцер работала у него в Ленкоме, перейдя туда на работу в 73 года.
Всесоюзную известность Пельтцер получила благодаря своей роли в спектакле «Свадьба с приданым». Спектакль оказался настолько успешным, что его сняли на кинопленку и пустили в прокат. Пельтцер, которая играет картежницу Лукерью Похлебкину, в одночасье стала знаменитой. Сценарий следующего фильма «Солдат Иван Бровкин» писали уже специально под Пельтцер. После этого фильма ее окрестили «матерью русского солдата».
С этого момента ее очень много снимают в кино, и слава «всесоюзной кинобабушки» растет год от года. На момент первых съемок в кино актрисе было почти 50 лет. Вот поэтому-то мы и не помним Татьяну Пельтцер молодой. Словно она всегда была разбитной старушкой с характером.
Пельтцер с удовольствием играла бы и более молодых героинь. Но ей раз за разом предлагали роли старух. Еще бы, они получались у нее такими выразительными! Каждая ее бабушка – с ярким характером. Старушки Пельтцер прыгают через забор и катаются на крыше троллейбусов. Все эти трюки Татьяна Ивановна проделывала сама, без дублеров. И не видела в этом особого героизма.
Больше всего съемок – в кино и на телевидении – у Татьяны Пельтцер было в 1980-е годы, когда актрисе было уже за 70. «Откажусь от роли, – говорила она, – меня забудут, и я умру с голоду». Конечно, она лукавила. Мало кто мог бы похвастаться такой востребованностью в преклонные годы, как она. За свою карьеру Татьяна Пельтцер сыграла 40 ролей в театре и около ста ролей в кино. Среди наиболее известных работ актрисы – фильмы «Приключения желтого чемоданчика», «Карантин», «Морозко», «Аниськин и Фантомас», «Формула любви», и другие.
Даже когда ей было за 80, она жила на полную катушку – много работала, пила крепчайший кофе, позволяла себе алкоголь и всем «давала жару».
Манеру эмоционально накручивать себя перед спектаклем или съемками она приобрела вместе с ростом популярности. Почему-то для того, чтобы вжиться в роль, ей необходимо было непременно устроить мини-скандал: гримерше, костюмерше, коллегам по цеху – тому, кто под руку попадется. После блестящего выступления она сразу добрела и перед всеми извинялась. Но работать с ней все равно было трудно. Постепенно эта привычка поскандалить стала превращаться во вторую натуру актрисы. Параллельно возникла другая проблема: 80-летняя Татьяна Пельтцер стала терять память. Она забывала реплики прямо на сцене. Но публика все равно безумно любила актрису, а коллеги помогали ей изо всех сил.
В какой-то момент непростой характер перерос в приступы буйства, а нарушения памяти оказались когнитивным расстройством. И настало время, когда великая актриса оказалась в психиатрической лечебнице, где ее пришлось выводить из опасного для нее и окружающих состояния.
Узнавшие об этом артисты Ленкома добились перевода пожилой коллеги в хорошую частную клинику, а руководство театра оплатило лечение. Чтобы хоть как-то поддержать «бабушку», Марк Захаров попросил сценариста Григория Горина написать для нее роль, в которой почти нет слов. Так появилась еврейская старушка Берта из «Поминальной молитвы». Александр Абдулов играл ее сына. Он выводил Пельтцер на сцену, как хрупкую фарфоровую статуэтку. И в этот момент зал взрывался аплодисментами. Спектакль приходилось на несколько минут остановить. Публика аплодировала великой актрисе и ее жизненной стойкости.
Подробнее в сюжете: Новости кино