19:07 30/05/2024

Трехглавый орел вернулся на башню Гатчинского дворца под Петербургом

Фото: Белинский Юрий © ТАСС

Трехглавый орел вернулся на башню Гатчинского дворца под Санкт-Петербургом. Это точная копия железной птицы, которую 80 лет назад сняли с ротонды, передает корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова.

Это первый «полет» трехглавого золоченого орла над Гатчинским дворцом. Хоть и с помощью строительного крана. Спустя 80 лет он возродился как феникс из пепла.

Главный символ Российской империи воссоздавали по чертежам, фотографиям. Ориентировались на пернатых в Петергофе, Эрмитаже и даже на Ростральных колоннах. Изготовили нового орла методом гальванопластики в мастерской Академии художеств, где бережно хранят традиции литейного дела.

«Почему он трехглавый? Это такой ход мастера, чтобы с любого ракурса человек, который смотрит снизу, всегда видел двуглавого императорского орла. Ну, а в третью лапу ему нужно было что-то дать. Поэтому у него в первой лапе как положено – держава, во второй – скипетр, а в третьей лапе у него меч», – объяснила заведующая научно-фондовым отделом Музея-заповедника «Гатчина» Александра Фарафонова.

Теперь одна его голова смотрит на север, другая на юг, а третья на павильон Орла – старейшее здание Гатчинского парка. Его крышу тоже украшает птица, только мраморная. С такой же тяжелой судьбой – скульптура пропала одновременно с трехглавым собратом.

Первая масштабная реставрация здесь была в 1960-е годы. Тогда мастера устраняли разрушения после Великой Отечественной войны. Эти колонны они словно мозаику собирали буквально по кусочкам. Фрагменты соединяли между собой эпоксидной смолой – на то время самым крепким материалом, который, к сожалению, со временем начал темнеть и навсегда оставил следы на памятнике архитектуры.

Тогда птицу не нашли, и крыша ротонды осталась без хозяина. Два года назад павильон окружили строительные леса. Эксперты были поражены качеством работы своих предшественников.

«Кровля дожила до наших дней практически в хорошем состоянии. Были у нее небольшие технические изменения, связанные с износом. Но из-за того, что кровля устояла, и павильон устоял», – рассказал технический директор реставрационной фирмы Петр Щедрин.

После реставрации вернулся и мраморный орел. Можно сказать, что теперь гатчинское гнездо снова полное. В природе такие птицы рядом друг с другом не уживаются, но в архитектуре все возможно.

Возвращение орлов приучено к дню рождения Гатчинского дворца – ему исполнилось 243 года.