16:57 09/06/2024

Наши во главе Мексики. Как женщина с российскими корнями выжила в кровавой предвыборной гонке?

Фото: Eduardo Verdugo © ТАСС

Президентом Мексики на этой неделе стала Клаудия Шейнбаум. Впервые в истории государства женщина победила в предвыборной гонке, в которой погибли 37 мужчин. Политический обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров встретился с российскими родственниками мексиканского лидера.

Предвыборная кампания по-мексикански. Даже не самая грязная – самая кровавая в современной истории страны. Убиты 37 кандидатов разных уровней – на одного больше, чем на парламентских выборах 2021 года. Не щадят ни мужчин, ни женщин. В апреле расстреливают политика от правящей партии Гизелу Гайтан – во время ее первого же предвыборного митинга. Понятно, кто устраивает террор – наркокартели.

«На самом деле, Лопес Обрадор выбрал очень правильный путь. Он выбрал путь улучшения мексиканской экономики, сокращения социального неравенства. Потому что, по большому счету, в боевики наркокартелей идут от большой бедности. Лопес Обрадор увеличил поддержку военных, расширил их полномочия для борьбы с наркокартелями», – отметил генеральный директор Латиноамериканского центра имени Уго Чавеса Егор Лидовский.

Вот парадокс: в краю суровых латинских мачо, где быть политиком – значит каждый день рисковать жизнью, на финише президентской гонки две женщины.

«Это насилие, которое уже стало колоссальной проблемой в масштабах всей страны, уже надоело абсолютно всем. Народ думает, что женщина сможет это решить благодаря своей мудрости, мягкости», – подчеркнул Егор Лидовский.

Клаудия Шейнбаум – мэр одного из крупнейших городов мира, Мехико, – набирает в два раза больше голосов, чем сенатор Сочитль Гальвес, и становится первой женщиной-президентом Мексики за все 200 лет независимости.

«Мы будем поддерживать правительство народа, от народа и для народа», – заявила Клаудия Шейнбаум.

Ее левые политические взгляды – дань семейной традиции. Вековой. Лидер Мексики родом из восточноевропейских евреев, ашкеназов. Предки жили на территории Российской империи.

«Местечко еврейское, находилось в Литве примерно посередине – между Вильнюсом и Каунасом», – сообщил советник ректора РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, родственник Клаудии Шейнбаум Виктор Шейнбаум.

Советский и российский ученый Виктор Шейнбаум – двоюродный дядя мексиканского президента. Есть детские фото двоих братьев: слева – отец Виктора, Соломон; справа – Хоне, дедушка Клаудии.

«В конечном счете они стали активными деятелями коммунистического движения», – подчеркнул Виктор Шейнбаум.

В 20-х годах прошлого века братья отправились в Латинскую Америку. Сначала на Кубу – вместе с местными революционерами боролись с диктатором Мачадо. Вместе до 1928 года.

«Жандармерия разгоняла демонстрацию. Братья бежали, отец там споткнулся, и тут же его повязали, с братом родным они больше не виделись. Отца депортировали из Кубы через год, он оказался в Мексике», – рассказал Виктор Шейнбаум.

В Мексике Соломона снова арестовали, после освобождения он перебрался в Москву, где работал в центральном аппарате Коминтерна. Правда, и в СССР его репрессировали, но не посадили – выслали за 101-й километр.

«Началась война, и он ушел воевать обычным солдатом. Карьера его в армии сложилась так, что он добился звания «ефрейтор», получил медали», – подчеркнул Виктор Шейнбаум.

Но со своими родственниками за границей советские Шейнбаумы не общались вплоть до перестройки.

«Когда началась эта борьба с космополитизмом, то мама, пережившая это, запретила отцу поддерживать контакты, просто запретила из-за боязни его опять потерять», – добавил Виктор Шейнбаум.

Что касается брата Соломона Хоне, то он переезжает в Мексику в середине 1930-х. В те годы Мексика – это национальный колорит, коррида и бунтарский дух. Президент Кальес провозглашает себя Верховным вождем Мексиканской революции, его сменщик – Карденас – национализирует собственность иностранных нефтяных компаний. Да еще и опального Льва Троцкого в страну приглашает. Но в 1940 году агент НКВД Рамон Меркадер убивает Троцкого ледорубом.

Хоне Шейнбаум в бурную мексиканскую жизнь вписывается без проблем. Становится членом ЦК местной Компартии. Вот его портрет кисти известного художника Диего Риверы. Хранится у родственников в России.

Трое детей, внуки. Среди них и Клаудия – появляется на свет в 1962 году. В детстве занимается музыкой и балетом. Позже – греблей. Но в итоге неожиданно выбирает науку – физику. И политику заодно.

«Я участвовала в студенческом движении 1986-1987 годов, которое было, пожалуй, одним из первых студенческих движений, противостоявших неолиберальной политике», –рассказывала сама Клаудия Шейнбаум.

Защищает докторскую в области инженерии. Погружается в проблемы экологии. И в 2007-м с группой ученых получает Нобелевскую премию, причем за реальные исследования, в отличие от остальных президентов-лауреатов.

На выборы мэра Мехико в 2018 году идет от Движения национального возрождения – сокращенно Morena. Основатель которой – президент Лопес Обрадор. Так что Шейнбаум называют его преемницей.

«Признаюсь, я очень счастлив. Я очень горжусь отношением нашего народа», – отметил уходящий президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор.

В наследство Клаудии достается не самая бедная в Латинской Америке страна – 12 место в мире по объему ВВП. Но крайне опасная – местные наркокартели по-прежнему сильны. Эксперты оценивают их численность в 100 тысяч боевиков и говорят об иностранном влиянии.

«Большая часть оружия, которое используют наркокартели, как раз поставляется из Соединенных Штатов через границу. Поставляется, естественно, нелегально, но с молчаливого согласия властей США. И, конечно, власти США на этом тоже зарабатывают», – сообщил Егор Лидовский.

Нынешние латинские левые, конечно, не Че Гевары. Но сразу после избрания главная мексиканская еврейка делает заявления, которые вполне можно назвать антиимпериалистическими.

«Мы не подчинимся ни одной экономической или иностранной силе, какой бы могущественной она ни была», – заявила избранный президент Мексики Клаудия Шейнбаум.

У Клаудии богатая личная жизнь. Двое мужей и от первого брака двое детей. Мальчик и девочка, в которых она души не чает.

«Если бы я не была главой правительства, то, наверное, стала бы воспитателем в детском саду. Потому что я очень люблю детей», – рассказала Клаудия Шейнбаум.

Но воспитателем не сложилось. Видимо, гены революционеров верх взяли.