18:54 14/06/2024

Почетный донор России рассказал о главных мифах вокруг сдачи крови

14 июня отмечается Всемирный день донора крови – день благодарности людям, которые безвозмездно и добровольно делятся своей кровью столь необходимой для спасения жизни. Как стать донором и почему, сделав это один раз, многие люди возвращаются снова и снова, телеканалу «МИР 24» рассказал почетный донор России Станислав Васильев.

Прежде всего наша благодарность за те жизни, которые вы спасли. Сколько надо сдать крови, чтобы стать почетным донором России?

– Сдавать кровь надо минимум 40 раз. Сейчас немножко облегчили эти возможности, потому что тромбоциты тоже считаются как сдача. Поэтому сегодня это происходит намного быстрее. А когда мы начинали, можно было четыре раза в год сдать, больше нельзя было.

Такое жесткое было ограничение? А сейчас можно каждый месяц сдавать?

– Если ваше здоровье позволяет, тромбоциты можно сдавать через каждые 30 дней. В зависимости от необходимости именно вашей группы крови, там есть специальный «светофор».

Я знаю, что вы почетный донор и России и почетный донор Москвы. А разница в чем?

– Разница в том, что когда я начинал сдавать, я не думал о почетных званиях, донорствах.

Многие на самом деле не думают...

– Начинали мы в студенчестве, потому что нужны были справки для того, чтобы прогулять. Я узнал первый раз об этом от мамы. У меня мама санитарка, работала в районной больнице, и нужны были иногда экстренные сдачи крови для пациентов. И она рассказывала, что это такое.

Что есть донорские пункты, что можно прийти и сдать?

– Нет, это больница, когда экстренно надо было сдавать. Так получилось, когда я поступил в первый мой университет, к нам туда приехала выездная команда брать кровь, и мы толпой пошли. Кто-то падал в обморок, мы поднимали на ноги. После нам давали талон на питание, талон на мясо, это 1990-е годы. Мой первый значок капли крови, который я до сих пор храню, он оттуда остался. После университета я ушел, занимался профессией, другими делами, а потом вернулся в донорство после пандемии, когда переболел. У меня были большие антитела.

То, что из крови переболевших делают, в том числе не вакцину, но средство для поддержания?

Насколько я понимаю, тяжелобольным там переливали именно тромбоциты. И вот с этого момента я начал сдавать уже в Москве. И сдал 20 раз, получил звание.

Такая достаточно сложная история получается. Сначала от мамы, потом студенческое желание не ходить на пары, а потом совершенно зрелое решение.

– Потому что время меняется. Во-первых, ты понимаешь, что можешь кого-то спасти. Донорство – это не просто так, в этом есть какая-то миссия.

Вы же общаетесь с другими донорами? Много среди них, кто так осознанно идет?

– Разные есть. Есть люди, которые сдают за деньги, и они тоже молодцы. Потому что они поддерживают себя и наше донорское движение. Я очень много людей стараюсь вовлечь в донорство, особенно молодых людей, студентов. Разговариваю с ними. Ношу значок, они все спрашивают, что это такое. Я говорю, что это донорство. Есть разные люди, но в основном в моем кругу это те люди, которые идут безвозмездно.

Идейные?

– Идейные, да. Но есть и возрастные ограничения, ограничения по здоровью.

Если перенес простудное заболевание?

– Да, минимум 30−60 дней, там сразу ограничения. Хотя, когда я сдавал, никогда не болел ни ОРВИ, ни гриппом.

Такая стимуляция организма, что он все время в тонусе и болезни его не берут?

– Да, когда я начал сдавать кровь, я никогда не болел. Иногда, бывало, зацепишь простуду от кого-то, но в легкой форме. Во-первых, донорство очень дисциплинирует и мобилизует, ты три дня готовишься к этой встрече, как на свидание. Что-то не пьешь, что-то не ешь, и надо, самое главное, выспаться накануне, чтобы прийти в нормальном состоянии.

Донорской крови много не бывает, потому что при любой хирургической операции, при каких-то происшествиях эта кровь всегда нужна, это всегда спасение. Не понадобится – хорошо, но лучше пусть она будет.

– Потому что из тромбоцитов, насколько я знаю, делают именно иммуноглобулинные лекарственные препараты. Поэтому крови много не бывает.

По поводу эритроцитов, тромбоцитов. Можно сдавать цельную кровь на эритроциты, на тромбоциты, плазму крови. Вы чаще как сдаете?

– Начинал с цельной крови, но потом сдавал именно ковидную плазму крови. Что сдавать, в основном всегда смотрят врачи в зависимости от ваших анализов.

То есть анализ смотрят?

– Да. У вас хороший тромбоцит, вы можете сдать тромбоцит. И если тромбоцит средний, то вам говорят, что вы можете сдавать плазму или отправляют на цельную кровь.

А процедуры между собой различаются?

– Цельная кровь быстрее происходит, потому что ты лежишь, качаешь, и она быстрее идет. А когда идет операция, когда разделяют кровь, потом обратно возвращают то, что не нужно им, и это происходит чуть-чуть длиннее, минут 30−40.

Люди, которые никогда не сдавали кровь, они считают, что это больно.

– Люди боятся самого укола, не только процедуру. Поэтому иногда, наоборот, они преодолевают, испытывают себя и становятся донорами. Это не больно и, самое главное, очень безопасно.

Слушайте, кровь из вены брали у всех, уколы в вену делали всем. Это то же самое.

– Мы каждый раз, когда сдаем, приходим в центр крови, и нам из пальца берут кровь. Мне страшно ее сдавать. Я лучше из вены сдам.

Вообще много мифов ходят. Вы как донор чаще всего с каким мифом о донорстве сталкивались?

– Что это небезопасно для организма.

Да, ты истощаешь свой организм.

– Я на опыте понял, что, наоборот, ты сдаешь, и организм быстрее мобилизуется. Потому что те же самые тромбоциты через 10−12 дней возвращаются в норму.

А как самочувствие после сдачи крови? Есть люди, которым требуется 2−3 дня для того, чтобы прийти в себя. Есть люди, которые выходят с пункта сдачи крови и готовы бежать марафон 40 километров.

– Я марафон не бегал, но шел на работу. Потому что за выход в этот день могут к отпуску прибавить еще один день.

То есть еще существует система поощрения доноров? Многие люди не знают об этом.

– Еще почетные доноры Москвы, если у них есть московская прописка, имеют большие льготы. Это бесплатный проезд в общественных транспортах Москвы и 50% коммунальных услуг.

Что бы вы сказали нашим зрителям, которые собираются стать донорами, но не решаются это сделать?

– Если у них мысль такая возникла, не надо думать, надо идти, пробовать, не бояться. Вдруг это вам не столько физически, а психологически важнее и нужнее пойти и сделать помощь другому человеку, помочь сохранить жизнь.