Товарооборот между Россией и Вьетнамом за прошлый год вырос на 8% и достиг 5 миллиардов долларов. По каким направлениям развивается сотрудничество Москвы и Ханоя, телеканалу «МИР 24» рассказал доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока, директор института Хо Ши Мина Владимир Колотов.
История дружбы России и Вьетнама может стать целой темой отдельной лекции. Курс на сближение остается неизменным много лет. Но если я не ошибаюсь, Вьетнам – единственное государство Юго-Восточной Азии, где Владимир Путин побывал пять раз. А почему именно Вьетнам?
Это самая дружественная страна России в данном регионе.
12 лет исполняется установлению всеобъемлющего стратегического партнерства Вьетнама и России. Термин слышали многие, а что означает всеобъемлющее стратегическое партнерство?
Это означает, что у нас очень высокий уровень доверия в межгосударственной сфере, и мы способны реализовывать самые разнообразные проекты. К сожалению, с конкретным наполнением у нас сложности.
Помощник президента Юрий Ушаков говорит, что Москва и Ханой активно сотрудничают в энергетике, в машиностроении, медицине, сельском хозяйстве. А можете по каждому направлению чуть подробнее рассказать?
С тех пор, как был освобожден Южный Вьетнам, советская компания получила разрешение работать на континентальном шельфе. И они достаточно успешно с 1975 года до настоящего времени бурят нефть. Там речь идет о миллионах тонн нефти. Вьетнам стала одной из ведущих нефтяных и газовых держав Юго-Восточной Азии. В том числе благодаря советским и российским технологиям бурения, добычи нефти. В настоящее они активно занимаются ее переработкой.
А что касается сельского хозяйства? Например, вьетнамский кофе я видел в продаже, а что еще?
Что касается кофе, те, кто пробовал настоящий, такой, как во Вьетнаме, он вот эту бурду с резиновым запахом пить уже не может, которая у нас продается. Вьетнам является одной из ведущих стран в мире по производству и экспорту кофе. Также очень много во Вьетнаме качественного риса. Вьетнам в последние десятилетия превратился в крупного экспортера продукции сельского хозяйства. Это орехи, мясо, рыба, птица, тропические фрукты, кофе.
Есть такая культура, например, каучук. Колонизаторами из Южной Америки была завезена каучуконосная гевея. Процарапываются бороздки на дереве, и рано утром появляется белый сок. Его специальным образом сгущают и делают разного рода технические изделия из натурального каучука. В частности, когда я был на одном вьетнамском медицинском предприятии, они сказали, что если какие-то резиновые трубки вставляются в организм, то лучше, чтобы они были из натурального каучука, организм лучше реагирует. То есть, очень много специализированной, специфической техники делается во Вьетнаме. Натуральный каучук используется в производстве автомобильных шин, в частности, сейчас любая крупная страна обязательно имеет автопарк, соответственно, нужны покрышки, камеры. Тем более Вьетнам входит в тропическую часть Юго-Восточной Азии. Там очень высокие температуры. Поэтому должны быть специальные присадки для того, чтобы изделия правильно себя вели в условиях специфической эксплуатации.
Касательно резины, я еще из своего советского детства и юности вспоминаю вьетнамские кеды. Обувь же еще.
Да, Вьетнам является одним из ведущих производителей, экспортеров текстиля, легкой одежды, обуви. Причем основные экспортные рынки – это Соединенные Штаты, Юго-Восточные страны, Азия, Евросоюз. Они держат кроссовки и мировых брендов, и свои бренды. А вьетнамские, к сожалению, в России неизвестны, но они существенно дешевле.
Отскакивая чуть-чуть назад в топливно-энергетическую сферу, вы говорили о добыче, но там только добыча нефти или переработка тоже?
Есть перерабатывающие заводы. Достаточно долго идут сложные переговоры о том, кто там купит, какие доли в этих заводах. То есть это отдельная сложная тема, но во Вьетнаме есть, по-моему, два нефтеперерабатывающих завода. Опять-таки построены еще в советское время гидроэлектростанции, теплоэлектростанции, которые снабжают электричеством страну со 100-миллионным населением и динамично развивающейся экономикой.
Чтобы было понятно, например, в начале 1990-х годов курс вьетнамского донга к доллару США составлял 10 тысяч донгов. А в настоящее время, в 2023-м году, то есть буквально 33 года спустя, курс составляет 23 тысячи донгов. То есть за 30 лет курс упал в два раза с небольшим. То есть нам подобная стабильность даже не снилась. Вьетнамская экономика в этом смысле достаточно стабильна. Средние темпы роста с начала 1990-х годов по 2023-й год – 7% роста в год. Соответственно, страна изменилась до неузнаваемости. И основные торговые партнеры – это Китай и США. С Китаем товарооборот 178 миллиардов долларов за прошлый год, с США – 111.
С нами, по данным нашей таможни, меньше 4 миллиардов. При этом нас не боятся, нам доверяют, чего нельзя сказать ни про Китай, ни про США, но, к сожалению, товароборот у нас очень слабый. А в условиях западных санкций нам, конечно, надо идти на восток и работать с такими странами, как Вьетнам, со странами Юго-Восточной Азии. Вьетнам, например, вошел в зону свободной торговли ЕАЭС.
Да, в 2016-м году, если я не ошибаюсь.
Совершенно верно. Но он зашел в зону свободной торговли. Так внутри ЕАЭС вьетнамская экономика, самая крупная, идет сразу после России. То есть страна очень быстро, динамично развивается. А в целом группировка АСЕАН, это примерно 670 миллионов человек, его совокупный ВВП в два раза превышает ВВП ЕАЭС, примерно под 10 триллионов долларов. Соответственно, там есть с кем работать. Платежеспособное население – это потребители, это клиенты, которые могут покупать товары, произведенные в России. Санкции они против нас не вводят. Поэтому это очень большой ресурс, который обязательно надо использовать в интересах укрепления экономики и безопасности России.
Я буквально до недавнего времени не знал, что существует совместный Вьетнамско-Российский банк. А вот он чем занимается?
У него, по-моему, два отделения, в Ханое и в Хошимине. В принципе, это единственное место, где можно во Вьетнаме поменять рубли на донге. К сожалению, до сих пор не удалось договориться о том, чтобы запустить во Вьетнаме систему расчетов «Мир», потому что если удастся договориться, это будет очень удобно. Причем на днях пришла новость, что даже Саудовская Аравия отказалась продавать нефть на доллар, а это так на минуточку с 1973 года впервые. Поэтому, я полагаю, что это будет одной из важных тем переговоров на высшем уровне.
В последние годы развивается взаимодействие России и Вьетнама и в области образования, и в области науки. Российско-Вьетнамский тропический научно-исследовательский и технологический центр чем занимается? Что это такое?
Это крупный проект. Один из флагманов российско-вьетнамского взаимодействия в области науки. Думаю, что много информации о том, чем конкретно занимается этот центр, получить в открытом режиме будет достаточно сложно. Поскольку с российской стороны соучредитель Академия наук, а с вьетнамской – Министерство обороны. Соответственно, те исследования, которые проводятся внутри этой организации, могут иметь гриф либо двойных технологий, либо уже военных. Но в двух словах, они занимаются и гуманитарным измерением, то есть, грубо говоря, поведение человека в условиях экстремальной тропической среды. Она достаточно серьезно влияет на разного рода процессы в организме, теплообмен, водообмен и так далее. И они занимаются изучением последствий использования ядохимикатов.
Соединенные Штаты использовали так называемый «оранжевый агент», диоксины. Считалось, что диоксины под воздействием тропического климата распадаются. Выясняется, что нет, они не распадаются. Соответственно, проводятся исследования, берутся там пробы грунта. Также они занимаются биотехнологиями, и технологиями использования разных резин, красок, лаков и всего остального, что может быть использовано в военной технике, которая предназначена для экспорта в страны тропического региона. А Россия является одним из основных производителей, экспортеров вооружения в мире. И Вьетнам, кстати, один из крупнейших покупателей. У нас достаточно активно развивается военно-техническое сотрудничество, потому что все вьетнамские войны были выиграны с советским оружием.