Более 300 человек оказались в стационарах российских регионов с ботулизмом. Часть пациентов находится в тяжелом состоянии. Вспышки инфекции были выявлены в Москве, Подмосковье, Нижегородской области и Казани. Все пострадавшие употребляли в пищу готовые салаты с фасолью московских производителей. В «невкусной» истории разбиралась корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова.
Вот здесь готовили еду. В промышленной зоне подмосковной Балашихи. Добраться сюда сложно. Навигатор плутает. На заборе ни вывесок, ни адреса. Все это «хозяйство» принадлежит компании «Савон-К». Оно зарабатывало на том, что поставляло в кафе и магазины готовые овощи. Отсюда изъяли 172 тонны бобовых. Готовую фасоль хранили в вакуумной упаковке. Самостоятельно установили ее срок годности – до двух месяцев при температуре до 25 градусов.
Отравились фасолью 300 человек. Жители Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Московской области. Все они с симптомами ботулизма попали в больницы. 45 человек сразу в реанимацию, их подключили к аппаратам ИВЛ. У жительницы Казани парализовало часть лица и онемел язык. Елена из Нижнего Новгорода три дня провела в палате интенсивной терапии. Ее семья часто заказывала готовую фасоль на гарнир.
«Вечером я вышла на улицу и почувствовала, что плохо вижу и какая-то дезориентация немножко», – рассказала пострадавшая Елена Чекунова.
«Ботулизм – это тяжелое заболевание, поражающее центральную нервную систему, и при несвоевременном обращении за помощью заканчивается летальным исходом», – пояснила советник отдела по организации надзора по гигиене питания Роспотребнадзора Ольга Фомичева.
200 граммов «Лобио» люди покупали за 209 рублей. В составе салата – фасоль, кинза и томатная паста. Накормила всех «Кухня на районе». Так сервис с вызывающим просторечным названием стал поставщиком смертельно опасной еды. Столовую с доставкой придумал Антон Лозин. Москвич. Выпускник финансовой академии. «Кухня на районе» еще больше раскрутилась в пандемию. Тогда у стартапа появился крупный инвестор, и выручка за год составила 3,5 млрд рублей.
Хвалебные ролики о самих себе с реальной картинкой мало схожи. Это фотографии с онлайн-карт. Вот здесь, на юге Москвы, стоит производственный цех «Кухни на районе». Сюда, например, фасовщицу пригашали на работу за 90 тысяч рублей в месяц. В компании «Савон-К» тому же фасовщику обещали ежедневную оплату 3000 рублей. Работали здесь в основном мигранты. Им незаконно оформляли регистрацию. Некоторые жили в бытовке. Медицинские книжки если и были, то не факт, что правдиво описывали состояние здоровья. Купить такую в Москве можно без посещения врача за 3000 рублей. Срок исполнения – один день.
Хотя санитарные требования, судя по всему, здесь никого особо не волновали. Те же бочки с огурцами, плотно закрытые крышками, до дождя стояли на солнцепеке. 25-градусная жара – идеальная температура для размножения бактерий. Токсин в таких условиях вырабатывается всего за сутки.
«В этом здании фасовали ту самую фасоль. Сейчас оно опечатано. В здании, по словам местных работников, находится оборудование. Фасовали они продукцию все-таки не вручную, но там же консервировали. Здесь же, прямо на улице, под тряпичным тентом хранятся мешки с «русской солью», – отметила корреспондент.
По соседству с предприятием – свалка, хоть и бывшая. Ее засыпали землей и сейчас выравнивают участок. И увидеть, что происходит за такими заборами, фактически невозможно.
«Нигде нельзя проводить внеплановые проверки, в том числе по жалобам потребителей. Бизнес понял, что он находится в условиях, когда за противоправную деятельность наказание не грозит и продолжает минимизировать издержки», – сказал председатель общественной организации по защите прав потребителей Олег Павлов.
Требований к общепиту много. Целые тома инструкций. На правильных кухнях даже посуда для мяса, рыбы и овощей должна храниться отдельно, не говоря уже о самих продуктах.
«Если вы произвели какой-то полуфабрикат, обязательно должна быть приклеена на емкость соответствующая надпись, до такого-то числа, вплоть до часа», – рассказала писатель, историк кухни Павел Сюткин.
И если соблюдать все эти правила, конечный продукт при всем желании не будет стоить дешево. Так что у покупателя выход один – ориентироваться на цену товара, потому что палочку ботулизма можно увидеть только в микроскоп.
«После вскрытия такого консервированного продукта не будет никакого специфического запаха, цвета или еще чего-то», – отметил доцент кафедры инфекционных болезней РУДН Сергей Вознесенский.
«Пока не было сыворотки до 1950-х годов, была высокая летальность», – сказал главный внештатный специалист по инфекционным заболеваниям Министерства здравоохранения Республики Татарстан Халит Хаертынов.
Ботулизм от человека к человеку не передается. Возбудитель болезни – бактерия Clostridium. Живет в почве и на дне водоемов.
«Если эта бактерия будет сама по себе, и человек съест продукт, содержащий бактерию, то заболевание с высокой вероятностью не разовьется. Но, если эта бактерия попадет в замкнутую среду, в этом случае будут все благоприятные условия для того, чтобы бактерия размножалась и выделяла в этот продукт токсин. А токсин этот – один из сильнейших биологических ядов», – пояснил Сергей Вознесенский.
Источник ботулизма живет в двух формах: в виде микроба, но микробы при кипячении погибают через 15 минут, и в виде спор.
«Для того, чтобы споры погибли, продукт питания нужно кипятить в течение четырех часов», – подчеркнула начальник Центра инфекционных болезней «Центральной клинической больницы с поликлиникой» Управления делами президента РФ Екатерина Красильникова.
Консервы на заводе обязательно стерилизуют в автоклавах. Там при температуре 120 градусов любая спора погибает. Вот почему промышленные консервы, как правило, безопасны, даже если в банку попал грязный или плохо промытый ингредиент.
По данным Роспотребнадзора, в цехе даже не было центрального водоснабжения. Пользовались привозной водой. Отвечал за процесс Карим Норматов. Его называют «повар». По версии следствия, именно он консервировал красную фасоль. После обысков мужчина еще сутки был на свободе. Задержали его в аэропорту.
Карим Норматов – единственный из четырех задержанных, кто был отправлен в СИЗО. Его начальник Владимир Шин – генеральный директор «Савон-К» помещен под домашний арест. Дома же до 15 августа пробудут Антон Лозин, генеральный директор «Кухни на районе» и его подчиненная Елена Машкова. Она отвечала за качество еды.
Подробнее в сюжете: Отравления