Жители Ирана выбирают нового президента. Внеочередное голосование проходит в связи с трагической гибелью Ибрахима Раиси в авиакатастрофе. Несколько человек уже сняли свои кандидатуры, включая первую женщину, которая претендовала на кресло президента. О фаворитах политической гонки и о том, как эти выборы могут повлиять на российско-иранские отношения, узнал корреспондент «МИР 24» Виталий Никулин.
Еще месяц назад улицы Тегерана утопали в тысячах скорбящих иранцев. Сейчас они в праздничном оформлении. Над дорогами развесили флажки, установили гигантские символические урны для голосования, на зданиях – растяжки с изображением кандидатов в президенты.
«На самом деле, гонка очень беспощадная. Иранское общество бурлит и кипит. Все живут выборами президента. У любого, кто придет к власти, очень тяжелая миссия поскольку ушедший, погибший президент был всенародно любимым президентом», – отметил генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.
Изначально на пост президента претендовали 80 человек. Утверждены были шестеро. Трое после серии дебатов вышли в явные фавориты. Один из них – спикер парламента, бывший мэр Тегерана, технократ Мохаммад-Багер Галибаф.
«Мы обязательно восстановим права нашего народа. Даст Бог, мы снимем это тяжелое бремя, эту темную тень экономических санкций с нашей страны», – заявил кандидат в президенты Исламской Республики Иран Мохаммад-Багер Галибаф.
Второй фаворит – ветеран ирано-иракской войны, член Высшего совета национальной безопасности Саид Джалили.
«В течение следующих пяти лет мы должны достичь уровня, которого заслуживает иранская нация. Если мы здесь говорим об огромном скачке и мире возможностей, то это не просто лозунг, мы верим в это каждой клеткой нашего тела», – объявил кандидат в президенты Исламской Республики Иран Саид Джалили.
Также среди основных кандидатов – 69-летний кардиохирург, экс-министр здравоохранения Масуд Пезешкиан. Он – единственный кандидат от реформистов. Выступает за более открытую внешнюю политику, а также расширение прав и свобод женщин. Последние опросы показывали, что он отрывается от конкурентов на несколько процентов. Однако уже двое консерваторов, претендовавшие на кресло, отказались от борьбы в пользу товарищей по блоку. Если один из основных кандидатов получит 50%+1 голос, выборы закончатся в первом туре.
«Как раз Галибаф сейчас является председателем парламента, и некоторые говорят, что у него шансы больше. Некоторые, наоборот, приподнимают Джалили. Так как он более подходящий на эту роль», – отметил старший преподаватель кафедры иранской филологии ИСАА МГУ Максим Делинад.
Эксперты все же отмечают: какой бы кандидат ни победил, реформатор или представитель консервативного блока, это серьезно не отразится на отношениях Ирана с Россией. Общий политический курс задает первое лицо государства – духовный лидер Хаменеи. Президент, как глава исполнительной власти, будет обязан его придерживаться.
Читайте также: