Завораживающие полотна современных художников и множество старинных пианино – на первом этаже петербургского «Гранд Отеля Европа» проходит необычная выставка. Она приурочена к открытию фестиваля фортепианной музыки Pianissimo и дарит возможность увидеть уникальные работы художников галереи Marina Gisich Gallery. Рассказываем, чем удивляет культурное мероприятие и как старейшая гостиница Санкт-Петербурга совмещает комфорт и искусство.
В самом сердце Санкт-Петербурга, на углу Невского проспекта и Михайловской улицы, расположен старейший отель класса люкс в России. Когда-то здесь проводил свой медовый месяц Петр Чайковский, в этих стенах искал вдохновение Дмитрий Шостакович, отсюда любовался ленинградскими видами Исаак Дунаевский, а сэр Элтон Джон и Уитни Хьюстон устраивали здесь импровизированные концерты.
Неудивительно, что именно эта гостиница стала местом проведения впечатляющей «мелодичной» выставки. Этим летом, прогуливаясь по просторным коридорам «Гранд Отеля», можно увидеть лучшие работы петербургских художников. Исключительные арт-образцы визуальной интерпретации идеально сочетаются с роскошью неоклассики. Настоящий подарок для эстетов и поклонников современного искусства!
Здесь представлены работы «некрореалистов» Владимира Кустова и Евгения Юфита, живопись Марины Алексеевой, бромойли Григория Майофиса, световые инсталляции Петра Белого и Семена Мотолянца, текстильные объекты Тани Ахметгалиевой, графика Аси Маракулиной и коллаж Андрея Рудьева, персональная выставка которого открыта в Marina Gisich Gallery до конца лета. Особое внимание привлекают и хранители времени – почтенные музыкальные инструменты. Они представлены на выставке во множественном числе.
«Когда пианино много – это хорошо, ведь хорошего и должно быть много, – говорит куратор проекта Владимир Раннев. – Но этот инструмент освоился в нашей жизни не только как источник чарующей музыки, но и как друг и враг (в зависимости от отношения ребенка к занятиям в «музыкалке»), машина памяти (инструмент помнит пальцы двух-трех поколений членов семьи), сакральный предмет интерьера (даже будучи годами немым, он остается «алтарным» элементом домашнего микромира)».
Куратор проекта построил экспозицию в диалоге между искусством и пианино. Так, алюминиевые абстракции Алексея Гана контрастируют с деревянной текстурой инструментов, а графика Аси Маркулиной наподобие нотных листов расположилась на пюпитрах. Объекты Дмитрия Цыкалова «берут в окружение» один из инструментов и, собранные вместе, звучат в унисон с витриной магазина, расположенного по соседству.
Как отмечает Владимир Раннев, на этой «очень пианинной» выставке столь разные по технике и духу работы художников галереи Марины Гисич создают очень разные контексты, оплетая собой пианино и вступая с ними в замысловатые отношения, превращаясь то ли в инсталляции, то ли в интерьерные ячейки мебельных моллов.
За всю свою 150-летнюю историю «Гранд Отель Европа» не раз принимал выдающихся композиторов и исполнителей. В люксах с роялями останавливались Прокофьев, Стравинский, Ростропович… Музыка не перестает звучать здесь и по сей день.
«Немаловажно и то, что действие происходит в отеле – месте, которое призвано быть универсальным домом, уютным для всех, – подчеркивает Владимир Раннев. – Заселение столь пестрой группы жильцов создает еще один смысловой контекст, возможный именно здесь, – опыт неожиданного сожительства в одном пространстве многоцветия и многозвучия стилей, почерков и техник, которым нужно друг с другом не только жить, но и уживаться».
Выставка Pianissimo начала свою работу 29 мая и продлится до 31 августа 2024 года. К слову, это уже не первая культурная коллаборация старейшего петербургского отеля.
В знаменитом ресторане «Европа», выполненном по проекту архитектора Карла Маккензена и открытом с 1905 года, регулярно проходят ужины-концерты «Вечера Чайковского». Мероприятия в память о прославленном русском композиторе уже успели стать заметным явлением среди петербургской интеллигенции. Балетные выступления в сопровождении ансамбля классической музыки проходят в просторном зале с витражным потолком и изящной деревянной резьбой в стиле модерн. Главным украшением ресторана в стиле ар-нуво служит витраж «Аполлон на колеснице».
Дыханием истории пронизаны все помещения «Гранда». Здание строилось при участии прославленного архитектора Карла Росси в 1820-1830-е годы. Здесь останавливались самые знаменитые гости города – принцы и дипломаты, писатели и артисты. Лестницы отеля помнят легкий шаг Анны Павловой, здесь жили Бернард Шоу, Тургенев, Горький.
После генеральной реконструкции в 1991 году отель наполнился современным комфортом. Тогда же «Гранд Отель Европа» вошел в историю как первый пятизвездный отель в России и первый из русских отелей, принятый в организацию «Ведущие Отели Мира».
Несмотря на удобство сервиса, отелю удалось сохранить уникальные интерьеры в стиле модерн и изящный фасад XIX века. Здесь бережно относятся к культурному наследию прошлого и создают новые традиции интеллектуального досуга.
Живая музыка каждый вечер звучит в Лобби-баре с высокими арочными окнами. А кафе «Мезонин», расположенное в атриуме, предлагает гостям коллекцию фирменных десертов и более 30 видов конфет производства собственной шоколадной фабрики.
В рамках культурных мероприятий «Гранд Отель Европа» делает эксклюзивные предложения посетителям концертов и тематических инсталляций. Благодаря этому, гости Северной столицы получают прекрасную возможность совместить удовольствие от приятного времяпровождения в роскошных апартаментах гостиницы и культурную программу.