В этом году Россия и Республика Конго отмечают 60-летие установления дипломатических отношений. Не путать с Демократической Республикой Конго. Это другая страна, хотя и живет там по факту один народ, передает специальный корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова.
Крис – студент РУДН. Он из Республики Конго. Его друг Жафет тоже из Республики Конго. Только из другой – Демократической. Ребята хоть и живут в разных странах, понимают друг друга прекрасно. Потому что говорят на одном языке «лингала». Между городами, где они родились, всего десять минут езды на пароме. Столица Республики Конго – Браззавиль, а город Киншаса – столица Демократической Республики Конго.
«Разница между этими Конгами заключается в том, что это чисто изобретение Запада», – пояснил научный сотрудник Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН Никэз Аду Яо.
Первыми в XV веке в некогда единое королевство Конго пришли португальские миссионеры. Научили местных курить табак и сделали их католиками. В обмен на медь, слоновую кость и рабов. Со временем колонизаторы выгнали африканских вождей, а их народ разделили. В ноябре 1884 года представители европейских держав съехались в Берлин на конференцию. Там три месяца делили между собой Африку. В итоге Малое Конго стало французской колонией. Большое Конго личным владением бельгийского короля. В своем поместье, размером больше, чем вся Бельгия, Леопольд II начал добывать природный каучук. Его извлекают из деревьев, почти так же, как березовый сок. В Конго таких деревьев множество. Из каучука делали резину, необходимую для производства колес.
30 миллионов африканцев были превращены в рабов. Их калечили и убивали ради любовных утех короля. Самой известной его фавориткой была Каролина Лакруа. В 16 лет она стала любовницей 65-летнего короля и жила на доходы, полученные от эксплуатации Конго. Из Брюсселя королевская пассия ездила за нарядами в Париж. Для ее удобства даже изменили расписание поездов.
За годы бельгийского присутствия население Конго уменьшилось в два раза, а независимость колония получила только в 1960 году. Премьер-министром новой республики был назначен Патрис Лумумба. До 1958 года он придерживался политики Бельгии. Брюссель рассчитывал на марионеточное правительство. Но на торжественной церемонии в честь дня независимости Патрис Лумумба выступил с гневной речью. В присутствии бельгийского короля. Хотя по регламенту не должен был выходить на трибуну.
«Речь Лумумбу шокировала всех присутствующих, особенно нас, бельгийцев. Он проклинал колонизацию. Там был весь набор антиколониальных штампов. Мы поработили их, рубили им руки, и все такое», – вспоминает агент бельгийской службы безопасности Луис Мольер.
Свою речь Лумумба, как рассказывают некоторые очевидцы, закончил словами: «Мы больше не ваши обезьяны». Через 200 дней Патриса убили. Бельгийские спецслужбы вместе с союзниками долго решали, как устранить неудобного премьера. Хотели подкинуть в его дом крокодила. Потом думали подмешать яд. В итоге связанного Патриса Лумумбу передали его врагам.
Патрис Лумумба хотел остановить распад Конго. Его молодому правительству перестал подчиняться самый богатый полезными ископаемыми регион Катанга. Там европейские компании добывали медь, кобальт, золото и уран. Следом захотела отделиться алмазодобывающая провинция. Тогда Лумумба обратился за помощью в ООН.
«Мы не дали ему самолетов. И он попросил самолетов у русских», – пояснил военный советник генерального секретаря ООН Индар Рикхайе.
«Лумумба был опасен. Мир находился в состоянии холодной войны. И мы были уверены, что он попросит помощи у Советов. А Советы этим воспользуются и установят там свой контроль», – добавил агент ЦРУ Лари Делин.
Борца за свободу связали на глазах у жены, трехлетнего сына и десятков репортеров. Ему было всего 36. Убили Патриса Лумумбу не сразу. Сначала пытали. Потом расстреляли, а тело растворили в кислоте, чтобы не было паломничества к могиле. Мученику мировой революции советские школьники посвящали песни. Имя его известно до сих пор. В Университете дружбы народов особенно.
«Здесь наш герой – Патрис Лумумба. Это очень хорошо для нас», – отметил студент РУДН из Демократической Республики Конго Вай Вай Нсадиси.
«Мы гордимся тем, что университет носит имя нашего героя», – признался студент РУДН из Демократической Республики Конго Абел Менаяме.
После смерти Патриса Лумумбы его страна осталась под протекторатом бывших хозяев. Живую пародию на них легко можно встретить среди хижин. Хобби такое у местных – одеваться во все экстравагантное, как богачи.
ВВП на душу населения в ДРК – $216, в Бельгии ВВП – $44000. Сейчас Демократическая Республика Конго возглавляет десятку беднейших государств мира. Доступ к электричеству здесь имеет всего 20% населения из ста миллионов человек.
Мелкий бизнес выглядит здесь так: мужчины тащат велосипед с товарами в самые дальние деревни. Туда, где сроду не было магазинов. Поезда на железных дорогах могут стоять месяцами. Рельсы пришли в негодность. Их ремонтируют вяло. Совсем недавно в этом «капиталистическом» Конго стали появляться государственные школы. Жафету сейчас 24. С первого и по 12 класс родители платили за его обучение 200 долларов в год. Это при средней зарплате в 100 долларов в месяц.
Население страны всего пять миллионов человек. Из них треть живет в столице – Браззавиле. По африканским меркам, живут не плохо. Средняя заработная плата – 210 долларов.
Туристов привлекают пляжи на берегу Атлантического океана. По европейским меркам, они мало оборудованы, но этим и экзотичны. Большая часть Республики Конго – тропический лес. Эти джунгли называют вторым легким планеты. Первое – это джунгли Бразилии. Бассейн реки Конго внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сюда едут наблюдать за горными гориллами. Самые крупные приматы – с человеческий рост. Обычный самец выше 180 сантиметров, весит 220 килограммов.
Только здесь можно увидеть то ли лошадь, то ли зебру. На самом деле это окапи из семейства жирафовых. Как ведут себя окапи в дикой природе, ученым мало известно. Животные скрытные и боязливые. Живут там, куда цивилизованные люди еще не добрались.
Местные хорошо помнят их появление. На пути борьбы с новым колониализмом у конголезцев есть надежный партнер – Москва. И пусть страна называется не СССР, а Россия, в Африке помнят добро.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе