80 лет назад умерла юная ленинградка Таня Савичева. Летопись войны, которую девочка вела в дневнике, заняла девять страниц, но потрясла миллионы человек, рассказала корреспондент «МИР 24» Анастасия Стурова.
Александру Уралову был месяц от роду, когда в 1944 году он вместе с родителями переехал в этот дом. Прежняя квартира сгорела во время бомбежек. Вторая линия Васильевского острова, дом 13. Первый этаж. Окна во двор, где была прачечная. Детей туда, как вспоминает хозяин, не пускали.
«Эта прачечная была на дровах, мраморные столы и так далее. Но никто ей не пользовался. Нам, детям, объяснили: здесь в 1941-1942 годах была мертвецкая. Морг, короче говоря», – рассказал востоковед, хозяин квартиры Савичевых Александр Уралов.
И только в 50-х Ураловы из передачи по ленинградскому радио узнали: они живут в квартире Савичевых. Именно здесь маленькая Таня вела дневник.
Но погибли не все Савичевы. За семейным столом – потомки Миши. Брат Тани перед началом войны уехал к родственникам в Псковскую область, а дальше ушел в партизаны. Когда вернулся – узнал: сестру эвакуировали. Хотел забрать ее домой, но не успел.
«Когда он писал письмо, Таня была еще жива. Когда уже получил ответ, Таня уже умерла. То есть, письма в те времена ходили долго – понятно, после войны сложно, коммуникация вся нарушена была», – сообщил внучатый племянник Тани Савичевой Михаил Савичев.
Таня мечтала вернуться в Ленинград и обещала, что заберет туда «вторую маму» –санитарку Анну Журкину. На фото, которое чудом попало в семейный альбом, она в белом платке среди толпы.
«У Анны Михайловны своей семьи не было. Поэтому к Тане она испытывала материнские чувства. Она Таню похоронила, и могилка благодаря этой женщине сохранилась. Для нас, для потомков. Огромное ей спасибо», – отметила родственница Тани Савичевой Анна Савичева.
Таня умерла от дистрофии и туберкулеза в поселке Шатки. Сегодня это Нижегородская область, а в Ленинграде осталась ее записная книжка. Ее обнаружила среди вещей сестра Тани – Нина. Она выжила в эвакуации. После – девушка отдала дневник в музей истории Ленинграда, где документ размером с ладонь, но со страшными записями хранится до сих пор.
Подробнее в сюжете: История
Читайте также: