20:00 30/06/2024

Как в Таджикистане отмечают праздники земледельцев?

Shutterstock/FOTODOM

Четыре древних праздника ежегодно отмечают в Таджикистане. Все они связаны с земледелием. И у каждого свой сезон. Сейчас время торжества Тиргон – праздника созревания пшеницы. Однако все напрямую объединены четырьмя элементами. Так повелось еще с зороастризма. А таджики являются потомками арийской цивилизации.

Сада

Открывает эту четверку – Сада, ударение на вторую А. Это торжество победы тепла и света над холодом и тьмой. А главный символ – горящий костер. Отмечают Сада в середине зимы, и огонь должен согреть землю и подготовить людей к земледельческим работам. В эти дни разжигали большие костры, прыгали через них, пели песни и загадывали желания. Также символом считается кузнец и его ремесло. А все потому, что именно он готовил лопаты, плуги, мотыги – все необходимое для возделывания земель.

Но к началу праздника дехкане копали каналы, что-то вроде водостоков, чтобы полить ледяной водой сады и виноградники. А еще таким образом они промывали землю. Параллельно начиналась обрезка саженцев и посадка плодовых деревьев. А вот после празднования жители упорно начинали готовиться к новому сезону. Считалось, что именно в эти дни в земной коре начинается пробуждение, природа возрождается. И тут наступает Навруз.

Shutterstock/FOTODOM

Навруз

Навруз – это приход весны, начало полевых работ, обновление природы и человека. Отмечают его в день равноденствия – 21 марта. С фарси переводится как «новый день». Но если Сада связан со стихией огня, то Навруз с землей. Существовал ритуал, когда дети с глиняными свистульками в виде драконов забирались на крыши домов и начинали свистеть. Дракон – это небесная стихия, и так дети зазывали дождь, чтобы он увлажнил поля для начала пахотных работ. Свистульки потом обязательно разбивали, причем об землю, чтобы год выдался урожайным.

Shutterstock/FOTODOM

Тиргон

Середина лета. Пришло время праздника Тиргон, его стихия – вода. Он проходит в дни созревания пшеницы, фруктов и их сбора. А для выращивания зерновых и проведения повторного посева аграриям обязательно требовалась вода. Арийцы отмечали этот праздник с надеждой, что будет дождь и никакой засухи. Согласно древним источникам, по традиции, во время торжества люди разбрызгивали по домам воду и окропляли ею друг друга, очищали свои жилища, надевали чистую белую одежду, перемалывали в муку пшеницу нового урожая, украшали праздничные столы хлебом и фруктами.

Согласно поверью, празднование Тиргон связано с появлением радуги после дождя. Она считалась луком богатыря Тира – ангела дождя. В «Авесте» говорится, что он выстреливал дождевыми стрелами по землям Ахуры Мазды – это верховный бог зороастрийского пантеона. Также он сражался с демоном засухи, который мечтал уничтожить все живое на земле. Первую битву Тир проиграл. А вот вторую выиграл, и земля расцвела после долгожданного дождя. Поэтому в этот день проводят соревнования по водным видам спорта и стрельбе из лука.

Shutterstock/FOTODOM

Мехргон

Мехргон отмечают в дни осеннего равноденствия, и его празднование приходится на седьмой месяц мехр. Праздник символизирует благодарность за хороший урожай. Название происходит от имени бога Митра, который покровительствовал верности договору, любви и дружбе. А также его почитали как божество плодородия и хозяина широких пастбищ, который дарует изобилие. Об этом упоминается в летописях более 4 тысячелетий назад.

В советский период Мехргон стал носить название «Иди хосилот» («Праздник урожая»), но это уже было не то широкое древнее празднество, а скорее подведение итогов работы земледельцев. Новый смысл и жизнь Мехргон обрел в 2009 году, когда стал вновь официально пышно отмечаться по всей республике.

Shutterstock/FOTODOM

Дань предкам

Сада, Навруз, Тиргон и Мехргон – это четыре времени года. В зороастризме было все продумано. Они составляют годовой цикл. Все связаны с земледелием, а потому – и между собой. Подготовка к полевым работам, посев, ожидание дождя и сбор урожая. Все четыре праздника одинаково значимы для таджикистанцев, для жителей страны, где сельским хозяйством занимается более 70% населения. Потому здесь ценят фразу – как отнесешься к земле, тем она и ответит. Следовательно, и отмечают эти праздники весело, ярко и пышно.

Праздники были подзабыты, а основная суть практически утеряна. Однако по инициативе президента Таджикистана Эмомали Рахмона они получили вторую жизнь. Сегодня они возрождаются и получают второе современное трактование. Сада, Навруз, Тиргон и Мехргон – если раньше это были просчитанные земледельческие праздники, то теперь они придают ценность работе дехкан, правильному использованию земель, привлечению туристов и экспортеров.