16:43 04/07/2024

Что изменит вступление Беларуси в ШОС?

Официальный сайт президента Республики Беларусь

4 июля 2024 года Беларусь стала полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Документы о вступлении были подписаны на проходящем в Астане саммите ШОС. До этого Беларусь являлась страной-наблюдателем. О том, какое значение имеет новый статус для страны и для организации, MIR24.TV спросил у общественного и политического деятеля Николая Старикова.

Спикер утверждает, что изменение статуса-кво любой страны оказывает влияние как на само государство, так и на организацию, в которую оно вступило.

«Беларусь стала полноправным участником Шанхайской Организации Сотрудничества – это означает, что попытки Запада изолировать Беларусь полностью, провалились. Напомню, что эти попытки начались даже раньше, чем попытки изоляции России», – прокомментировал спикер.

С введением санкций Беларусь переориентировалась с европейского на восточное направление. Вступление в ШОС даст дополнительные возможности для выхода на новые рынки, а также укрепит всестороннее сотрудничество республики со странами-участницами организации.

«Шанхайская организация сотрудничества создавалась в 2001 году как Евразийская организация, целью которой является сотрудничество и безопасность. Вопрос только – безопасность где? Изначально ШОС позиционировала себя как азиатскую организацию, теперь она расширяется», – добавил эксперт.

На данный момент в ШОС входят десять стран: Китай, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Индия, Пакистан, Иран (с прошлого года) и ныне вступившая Беларусь. Статус наблюдателя при организации имеют Афганистан и Монголия, а статус партнеров по диалогу – Азербайджан, Армения, Турция, Шри-Ланка, Непал и Камбоджа.

«Есть большой континент Евразия, есть структура Европейской безопасности и есть структура азиатской безопасности, коей и являлась ШОС. Сейчас мы видим, что со вступлением Беларуси организация стала охватывать границы Союзного государства. Таким образом, ШОС стала полноценно Евразийской структурой безопасности и сотрудничества, а не только азиатской. И в этом главный смысл изменения ее статуса на данный момент», – заключил Николай Стариков.