В Пушкинском музее открылась выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой». Экспозиция о талантливых художницах, без которых невозможно представить новое русское искусство. Проект охватывает самые разные сферы – сценографию, дизайн одежды, иллюстрацию и, конечно, живопись, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Анастасия Лиходедова.
Одежду, представленную на выставке, хоть с манекена снимай и носи. Сегодня такое в моде, хотя все платья и костюмы были созданы Варварой Степановой сто лет назад.
«Когда я в ее творчество вникла, я поняла, что это будущее. Она намного опережала свое время. В ее творчестве можно черпать огромное количество идей», – отметила художник-модельер, член Международного художественного фонда Елена Шипилова.
Варвара Степанова – жена и соратница художника Александра Родченко. Их дом был творческой лабораторией для Степановой и ее подруг: Поповой, Розановой, Экстер. Все девушки принадлежали к одному кругу, где рождались новые виды искусства. Их всех потом назовут «амазонками русского авангарда».
«Это было то прекрасное время, когда они были вместе, когда им казалось, что они делают – но они и делали в реальности – одно и то же дело. Конкурируя. Но при этом оставаясь подругами», – рассказал куратор выставки Александр Савинов.
«Ткани, которые делала Степанова, уходили в Узбекистан и Татарстан эшелонами – они там напоминали национальные мотивы. Их там раскупали», – пояснил Александр Савинов.
К выставке художники-модельеры реконструировали созданные Степановой костюмы к спектаклю Мейерхольда «Смерть Тарелкина». Чередование контрастных темных и светлых деталей на костюмах, неожиданное платье-галифе. Мейерхольд был доволен.
«Это было новое в костюме. Это была совершенно необычная, вызывающая одежда. Галифе – мужские брюки, а тут платье-галифе. Она не боялась идти вперед и создавать китчевое», – уточнила Елена Шипилова.
По эскизам амазонок авангарда выпускала одежду легендарный модельер Надежда Ламанова, тоже подруга Степановой. Ламанова одевала весь царский двор, в том числе императрицу Александру Федоровну. После революции осталась в Москве и создала моду для народа.
«Там и брючки, и полупальто, и свободные формы, и геометрия. Когда мы монтировали выставку, молодежь говорила: боже мой, я тоже хочу такую, я хочу тоже такую. Более ста лет прошло, а молодежь хочет такие же вещи», – поделилась резидент культурно-просветительского фонда «Магия моды» Наталия Козлова.
Подруги-художницы совершали революцию в рекламе, фото и киномонтаже, книжной графике. В залах афиши, книги, обложки журналов. Степанова сотрудничала более чем с 20 печатными изданиями. Однажды, поспорив, она переверстала за ночь номер «Комсомольской правды».
«Она приезжает ночью в редакцию с уже готовым набором и его перекладывает. Делает акцентные шрифты, немного меняет заголовки и в результате оказывается, что на полосу входит еще 30%», – рассказала куратор выставки Александра Данилова.
Многогранная Степанова творила в живописи и в графике. С помощью геометрических фигур изображала людей в движении. Эти люди-схемы умели грустить и радоваться, они любили, работали, бегали и прыгали. Специалисты говорят, это не нужно пытаться понимать буквально. Как и автопортрет Варвары Степановой – абсолютно не соответствующий действительности.
Подробнее в сюжете: Музеи и выставки