14:34 24/07/2024

Конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай»: какие перспективы открываются перед Россией и Танзанией?

В столице Танзании, Дар-эс-Саламе, открылась вторая российско-африканская конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай». Ее тема «Россия – Африка: стратегия сотрудничества в многополярном мире». О задачах конференции телеканалу «МИР 24» рассказал председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий.

Первая африканская конференция «Валдай», приуроченная ко второму саммиту Россия-Африка, была в июле прошлого года в Санкт-Петербурге. А почему новую встречу было решено провести непосредственно на Черном континенте и именно в Танзании?

- Во-первых, он очень большой, и в этом смысле, гораздо больше можно охватить экспертов и получить более репрезентативную картину, если вы приезжаете туда, где их так много. Конечно, можно много людей позвать в условный Санкт-Петербург, но не неразумно приехать туда, где работают университеты. Плюс, там коллегам из Африки удобнее встречаться. В целом, в Африке это легче даже технически. Но такая практика и в работе Валдайского клуба и в других организациях есть. То есть проводить конференции то в одном месте, то в другом, с тем, чтобы какой-то круг экспертов слегка обновлялся. Но вместе с тем сохранялось бы какое-то ядро. Плюс ко всему, Танзания достаточно развитая страна, с которой есть уверенное сообщение, и куда можно добраться из России, из других стран мира. Это все в совокупности послужило основанием для этого выбора. И потом танзанийские коллеги проявили любезность и гостеприимство, об этом говорилось еще как раз в Питере год назад.

Андрей Георгиевич, тогда давайте чуть-чуть подробнее о составе участников конкретной конференции в Дар-эс-Саламе, потому что конференции клуба «Валдай» они по составу, по экспертам всегда очень представительные.

- И здесь достаточно представительные. Здесь есть эксперты не только из Африки, а от севера до юга. И мы надеемся, что разговор будет интересным. Дело в том, что дополнительным любопытным фактором является то, что Танзания характерная страна для Африки. Она достаточно быстро развивается и заинтересована в сотрудничестве. Там есть бизнес и связи с Россией.

Эксперты «Валдая» специально к этому событию подготовили доклад «Перспективы и задачи российско-африканского сотрудничества». На ваш взгляд сегодня, что является основой базой этого сотрудничества?

- Прежде всего, общее понимание проблем, которые переживаются в сегодняшнем мире. И понимание того, какие вызовы стоят перед Африкой в этом контексте. Во всяком случае, мы задаем сходные вопросы. Ответы могут быть разными на них, но вопрос исходный: Как нам соблюсти разницу интереса в этом мире? Каким образом обеспечить безопасность для всех? Как сделать так, чтобы мы могли спокойно и без лишней ожесточенности сотрудничать, оставлять свободу пространства друг для друга? Как нам сделать современный мир, справедливее, устойчивее, гармоничнее? Потому что перед Африкой стоит колоссальный вызов с точки зрения развития. Сейчас в Африке новые элиты, они хотят и могут строить новую Африку. Они чувствуют себя независимыми, уверенными, и перед кем-то не заискивают. Они не ищут никакой вражды и конфронтации ни с кем, но они хотят жить исходя из своего собственного разума. Примерно так же, как и мы.

А насколько серьезные возможности открываются для России в Африке, и по каким направлениям это может развиваться?

- Прежде всего, экономика. Мы заинтересованы, они заинтересованы в наших инвестициях, в наших технологиях, в нашем опыте. Мы заинтересованы в их опыте и, кстати технологиях. Как известно, сейчас африканцы все больше работают у нас, причем в самых разных качествах. Здесь очень широкий спектр от эксплуатации природных ископаемых до строительства транспортных коммуникаций, дорог. От образования до высоких технологий. Спектр самый широкий. Зависит от предприимчивости наших предпринимателей и африканских.

Я так понимаю, у африканских стран есть свой интерес. А насколько этот интерес может повлиять на их будущее, на их дальнейшее развитие?

- Они все исходят из собственных интересов. Они хотят жить в процветающих странах. Хотят, чтобы у них было устойчивое развитие, работа, безопасность, медицина, росла продолжительность жизни, качество жизни и так далее. Это их интересы. И, конечно, чтобы можно было прогнозировать будущее в той примере, какой это возможно для человеческого существа. И они рассчитывают, что мы можем здесь оказаться полезными. Потому что трудно обвинить Россию в каких-то эгоистических интересах в Африке. Россия исходит, конечно, из собственных интересов, интересов собственного бизнеса, процветания собственного населения, но здесь ситуация, как вы знаете, когда от взаимодействия выигрывают обе стороны.

Каково значение БРИКС в мировой экономике и в чем задачи саммита – 2023?
А что на сегодня? Какие факторы больше всего препятствуют развитию взаимовыгодных отношений?

- Отчасти внутренний фактор. Это вопрос организации, вопрос коммуникации в сфере бизнеса, вопрос денежного обращения, расстояний, транспортного сообщения и так далее. Первый момент – чисто технологический. Отчасти он связан с тем, что страны Запада отчаянно противодействуют продвижению России в Африке и, кстати говоря, тормозят развитие самой Африки. Так что это, в какой-то степени, вторая причина, помимо этих естественных проблем деловой коммуникации. Ну и плюс ко всему, надо обсуждать огромный объем документации с законодательством, взаимно информированностью, с языком и так далее. Потому что, предположим, вы хотите делать бизнес в Танзании. А как вы узнаете, с кем вам там вести бизнес, какой он может быть? Для этого надо, чтобы была где-то информация. Та же самая ситуация у коллег не только из Танзании, но и из других африканских стран. Им тоже надо знать поподробнее, что в этом смысле можно сделать, где найти. Для политических моментов очень важно, чтобы мы обозначили границы взаимодействия. Условно говоря, БРИКС, он многих интересует, и имеет перспективу развиваться. Но его тоже нельзя, ни перегревать, ни не догревать. А вместе с тем, такие платформы, в которых все страны, в том числе и африканские, и в том числе и другие страны, взаимодействуют на равных. И ни у кого нет монопольного права как-то использовать эти платформы для того, чтобы контролировать других.

Тогда, исходя из этого, с чего нужно начинать? Какие меры нужно принимать уже сегодня, чтобы намеченные перспективы сотрудничества как можно быстрее начали обретать реальную форму, реальные черты?

- Первое, что нужно делать, это обсуждать, как может происходить наше развитие. Что, собственно, мы и пытаемся делать. И не только мы. Здесь происходит очень много контактов на уровне государств, правительств, деловых объединений, деловых организаций, которые взаимодействуют с нашими соответствующими ведомствами, обсуждают, как это делать. Это и законы, это и налоги, это взаимное информирование, это ясное понимание тех препятствий, которые на нашем пути.