В гостях у ведущего «МИР 24» Григория Заславского народный артист России и художественный руководитель сразу двух театров и какого-то совершенно невероятного количества сцен – Евгений Герасимов. Он работал в Театре на Малой Ордынке, а в этом году получил должность еще и в Московском академическом театре сатиры.
Мы с вами беседуем в межсезонье, сидя на сцене Театра на Малой Ордынке, который закончил свой сезон. И под конец сезона вы возглавили еще один театр. Там вы директор или художественный руководитель? Какие вы условия поставили? Что вы можете там делать такого, что для вас было каким-то важным аргументом согласиться? Потому что все-таки вы реалист, вы понимали, что это тяжелая ноша. И для того, чтобы она стала не только тяжелой, но и приятной, нужны были какие-то для себя аргументы. Что вы не выторговали, но оговорили, какие важные для себя условия?
- Я не оговаривал никаких условий. Я очень хорошо знаю Театр сатиры, мы были очень близки с Ширвиндтом, он мой учитель по Щукинскому училищу. Мы много встречались в разных местах, в том числе там в английском клубе. Он рассказывал о проблемах театра. Он приглашал меня в последнее время как артиста играть уже в своем театре. И он для меня очень дорог. Надо сказать, что первый театр после Щукинского училища, в который меня пригласил играть у них на сцене, это был Театр сатиры. Меня приглашал Плучик Валентин Николаевич и Марк Анатольевич Захаров. Но так получилось, что они уехали на гастроли. И Гончаров Андрей Александрович пригласил меня и предложил мне больше, чем предложили они.
Вы знаете, что те спектакли, которые были поставлены здесь, уже в этом театре при мне, они пользуются успехом. Они практически играются при полном зале, несмотря даже на сложный период. Я даже делал эксперимент. Один спектакль у меня уже был сыгран на сцене Кремлевского зала. Мы сыграли Маяковского. Но я уже сыграл и на Прогресс-сцене Армена Джигарханяна спектакль, который называется «Наш 9 «Б»». И я реанимировал Прогресс-сцену, которая была закрыта по техническим причинам. Я приехал на Прогресс-сцену, понял, что нет причин для того, чтобы там не играть. И один спектакль я там показал. Это был аншлаговый спектакль «Наш 9 «Б»». Это было уже с 25 июня. Почему я это сделал? Потому что на сборе трупы «сатиры» было известно, что 30 артистов практически без работы. Те спектакли, которые шли на Прогресс-сцене, они были перенесены на большую сцену «сатиры». В основном, на чердак. Чердак не справляется с таким количеством сцен. Но все артисты стали артистами Театра сатиры. И они имеют на это право. Раз произошло такое объединение, то они в этом не виноваты. Они, может быть, и играли бы на Прогресс-сцене у Джигарханяна. И был период, когда этот театр был очень популярным.
Там хорошая публика, хороший район.
- Хороший район. И они полюбили и удовольствием туда ходили. Потом, из-за того, что спектаклей почти не было, публика перестала туда ходить. Им стало это неинтересно, потому что театр должен жить. Зритель привыкает к тому, что он в определенное время приходит в театр, который им нравится.
А я сейчас опять зрителя привлекаю. И буду привлекать часть тех спектаклей, которые были перенесены от Джигарханяна в Прогресс. Я их возвращаю туда. И артисты опять получили работу. Они рады, они счастливы, потому что артист должен играть. Иначе начинает быстро все это превращаться в болото. К сожалению, за последнее время многие артисты основного Театра сатиры за два с половиной года не получили ни одной работы. То есть там очень трудный, непростой процесс. Но мы его преодолеем. У нас впереди три юбилейных даты. 19 июля – день рождения был бы у Александра Анатольевича Ширвиндта.
Мы «Планету Ширвиндт» будем играть 1-го октября, но уже с привлечением тех, кто захочет его поздравить. С привлечением артистов и деятелей. И будет красивое поздравление не только Ширвиндта, потому что 1 октября – это 100 лет театру. Мы объединяем эти даты. Но театр был не готов к празднованию столетия. Я посоветовался с ведущими артистами театра, в том числе с Натальей Николаевной, и мы перенесли на 1 декабря. И 1 декабря это будет третье событие в театре, это будет мощный спектакль.
Вам, действительно, как мне кажется, удалось вдохнуть новую жизнь в здешние стены театра на Малой Ордынке, где мы беседуем. Что вы считаете своим успехом в прошлом сезоне?
- В прошлом сезоне мне удалось объединить труппу в желании работать. Не случайно, когда сейчас сюда приходят новые режиссеры, они говорят, вы знаете, что у ваших артистов горят глаза, они хотят работать. На секундочку, представьте, какие премьеры у нас были. У нас было семь премьер в первый же год, не говоря о Маяковском, который мы сыграли при шести с лишним тысяч в Кремлевском дворце. У нас гастроли. Мы на 40 процентов подняли зарплаты всему коллективу. Оказывается, таких подъем зарплат ни в одном театре не было. Они все хотят работать. все хотят.
У нас заканчивается сезон. И сейчас у нас репетируется «Мастер и Маргарита», «В джазе только девушки». Это то, что сейчас уже репетируется. Спектакль «Девичник», который, кстати, в свое время шел у Джигарханяна. Я подсмотрел. Мне очень понравился этот спектакль. Я его буду его делать здесь на малой сцене. С хорошим юмором. Мне очень хотелось занять артисток там. Артистки почитали, всем безумно понравилось. Здесь на малой сцене будет идти экспериментальный спектакль с моими студентами третьего курса, которые учатся в институте Кобзона. Я преподаю там, еще нахожу время преподавать. Мы будем его на малую сцену выпускать вместе с артистами театра. Также я хочу на малую сцену сделать спектакль «Два товарища». То есть у нас уже в работе здесь, как видите, практически шесть наименований. И артистам важна эта атмосфера. И эта атмосфера переходит к зрителю.
Сегодня, когда ты смотришь на какие-то премьеры в том или другом театре, при том, что мы знаем, что в академических театрах какие-то невероятные штаты и по сто человек почти в труппе, тем не менее, на главные роли приглашаются какие-то звезды со стороны. И в Театре сатиры тоже приходили артисты из каких-то других театров. Кто-то из Театра Табакова, кто-то из просто свободных звезд, которые с удовольствием играют в разных театрах. При этом человек 90, наверное, в труппе было. Это вместе, значит, было 120, плюс 30 еще из бывшего Театра Джигарханяна. Когда вы планируете репертуар на следующий сезон, вы думаете о том, что в главных ролях будут какие-то приглашенные, всем известные артисты? Или попробовать хотя бы какое-то время поработать с той труппой, с которой, как вы совершенно справедливо сказали, два с половиной года не выходили на сцену?
- Мы сейчас говорим о Театре сатиры?
О Театре сатиры.
- Да, потому что здесь у меня были приглашенные. Мне нужно было сделать так, чтобы об этом театре узнали. Потому что о нем мало кто знал. Да, в театре есть свои звезды. Но я не исключаю возможность приглашения и других артистов. Я сожалею, что уходит из театра Максим Аверин, яркий артист, талантливый артист, который собирает зрителя. Он уходит к Марку Борисовичу, потому что за два с половиной года ему не нашлось места в новых постановках, а Марк Борисович дал ему уже две-три новых постановки, и он уже собрался туда. Я сожалею, что в театре не работает Добронравов. Замечательный актер, который тоже собирал зрителей.
Я думаю, мы сделаем яркие юбилеи. А дальше мы будем работать над репертуаром. У меня много предложений. Я сожалею, что мое предложение поставить «Женитьбу Фигаро» трупа не восприняла. Почему? А оказывается, в свое время Ширвиндт после того, как они думали ее поставить, сказал, что после того перестал играть Миронов, мы эту пьесу никогда не будем ставить. Решение было, и труппа это приняла. Но 1 ноября будет премьера в Театре сатиры спектакля «Игроки». Игорь Лагутин играет в главной роли, как наша телевизионная и театральная звезда, и актер Театра сатиры. Поэтому смотрю в перспективе. Если будет необходимость, то мы, конечно, будем привлекать.
Сегодня все очень хотят быстрых каких-то результатов. Я в таких случаях всегда напоминаю, что первый год у Табакова вышло в МХТ 12 спектаклей, и он 11 из них снял. Все они были почти провальные. Осталось только «Кабала святош», в который он сам тоже участвовал. Хотя и рецензии были неоднозначно положительными. Все сравнивали с предыдущей версией, где тоже играл Табаков, и это, конечно, уступало. В конце следующего сезона, что вы для себя положили, как некий знак удачи? К чему вы рассчитываете прийти в июне 25-го года?
- Я хочу, чтобы на основную сцену Театр сатиры, и на сцену Джигарханяна вернулся зритель. В те спектакли, которые, как мне кажется, несут атмосферу Театра сатиры. Мы поможем вдохнуть в них новую жизнь, и зритель это почувствует.
Подробнее в сюжете: Гости эфира