Жители села Копорье в Ленинградской области за прогнозом погоды следят внимательно, для них важно успеть до жары выйти в поле, чтобы собрать десятки килограммов «зеленого золота». Так они называют иван-чай, передает корреспондент «МИР 24» Анастасия Стурова.
Крепость в селе Копорье стоит на высоте – овраги вокруг обрываются на 50 метров вниз. Природа сделала эту местность неприступной и наградила, как считают местные жители, уникальной почвой.
Копорский глинт, он же северный чернозем, занесен в Красную книгу почв Ленинградской области. Это остатки древнего моря. Известь, богатая щелочью. В ней ежегодно созревает до 30 тонн кипрея узколистного.
«Берем, под цветком зажимаем и все, что ниже, убираем. Вот получается наш лист. Отсюда сразу же выкидываем желтые, пожухшие, оставляем только зеленые и мясистые листья», – рассказал руководитель по развитию производства иван-чая Артем Попов.
Жители Копорья говорят: здесь, на горе, как они ее называют, кипрей ближе к солнцу. Его постоянно обдувает ветер. Поэтому и цветет иван-чай пышно. Сам, специально его не высаживают.
Технология не менялась десять веков. Собирают вручную, в сухую погоду. Соцветия не берут – они горькие.
«Кратность – один к десяти. Из одного килограмма чайного листа получается 100 граммов продукта. Поэтому собирать приходится очень и очень много», – рассказал руководитель производства иван-чая Аркадий Огородников.
Потом больше 12 часов сушки, перемолка. Еще сутки ферментация. Так и получается иван-чай, в котором много кальция, а витамина С в шесть раз больше, чем в лимоне.
«Так как там присутствует кислота, он нагревается, сам себя ферментирует, получаем на выходе готовый продукт», – рассказала технолог производства Марина Полуденная.
С древности и до революции 1917-го копорский чай в России был популярным напитком. Шел даже на экспорт, потом технологию почти утратили. Возродить промысел решили в 2011-м. С тех пор, сверяясь с прогнозом погоды, выходят в поле.
Подробнее в сюжете: Сельское хозяйство