09:18 05/08/2024

В чем сила Почаевской иконы Божьей Матери?

Почаевская икона Божией Матери

5 августа православная церковь празднует день Почаевской иконы Божьей Матери. Эта икона принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской православной церкви и известна всему славянскому миру: ее чтут не только в России, но и в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Уже около 400 лет эта икона находится в Почаевской Лавре – древнем оплоте православия. Как правильно молиться у этого образа и почему он так почитаем, рассказал в интервью MIR24.TV ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, специалист по церковному искусству, член Ассоциации искусствоведов Александр Копировский.

Сейчас в обществе широко распространены попытки установить отношение к иконам, как к якобы имеющим свою «специализацию». «В интернете можно даже найти перечни, где написано, какая икона от чего «помогает». Но это никакого отношения к христианству не имеет, – говорит богослов. – Ведь тогда пропадает отношение к иконе, как к святыне. К ней относятся потребительски – просто как к источнику каких-то благ».

По словам Александра Копировского, это связано со страхами: люди боятся каких-то неудобств в своей жизни, и поэтому готовы обращаться к кому и чему угодно. Среди прочего – к иконам Божьей Матери. Слава Богу, если они, помолившись, изменят свое отношение к ним, если они им откроются, как некое чудо. Но так бывает редко.

И получается, что в дни, когда чествуют богородичные иконы, все меньше говорят о Богородице, а больше – об иконе, истории или легенде ее появления и связанных с ней чудесах, которые как будто живут уже сами по себе. Такой подход рискует перейти в поклонение иконе как вещи, вместо молитвы тому, кто на ней изображен. В то время как главное содержание иконы – это духовное явление нам самой Богородицы, Христа и святых.

«Тем не менее, историческое почитание Почаевской иконы очень давнее, по-настоящему народное. И у нее очень интересная, живая история, – говорит богослов. – Икону подарил местной помещице Анне Гойской путешествовавший по Волыни греческий митрополит Неофит, который был принят в ее доме. После этого в семье помещицы, по молитвам у образа Богоматери, стали происходить чудесные исцеления. В частности, исцелился от слепоты ее брат. Тогда Анна решила отдать чудотворную икону Почаевскому монастырю, в котором уже было принято особое почитание Богородицы».

Фото: Википедия
На фото: Анна Гойская

Эта икона небольшая – всего 27 на 33 см, и в Почаевском монастыре она висит довольно высоко – в третьем ряду иконостаса. У нее роскошный оклад XVIII- XIX веков, и она сияет, как звезда. Но, к сожалению, не существует хорошего воспроизведения этой иконы. Существуют поздние списки, но они уже более простые. А изначальная византийская икона XVI века, видимо, скрыта под записями и плохо видна. Почаевскую икону привозили в Москву в 2009 году, она находилась в Богоявленском (Елоховском) соборе, и ей можно было там поклониться.

С этой иконой связано множество историй о чудесах. В частности, есть рассказ о нападении турок на монастырь, но по молитвам его обитателей Богородице у Почаевского образа нападающие отступили. Именно в память об этом событии, которое произошло 23 июля (5 августа) 1675 года, и был установлен сам праздник.

«Лично меня очень впечатлила история о графе Николае Потоцком, который был крайне гордым, грубым и жестоким человеком, – говорит богослов. – Однажды он ехал в коляске, и вдруг напротив Почаевской обители коляска опрокинулась. Взбешенный оплошностью кучера, Потоцкий выхватил из-за пояса пистолет и хотел его пристрелить. Но тут кучер, зная, около какой святыни они находятся, стал в голос молиться Богоматери. Пистолет после этого дал три осечки подряд. Пораженный Потоцкий захотел увидеть чудотворный образ, к которому его кучер взывал. И, войдя в храм одним человеком, он, пережив там откровение, вышел из него другим. Он полностью изменил свою жизнь, остался в монастыре, украсил икону золотыми венцами и занялся строительством храмов и монастырских зданий.

Если бы сегодня подобный ему человек, встав перед иконой Богородицы, понял, перед кем он на самом деле стоит, и его жизнь в результате изменилась бы – это было бы самое большое чудо. А просить Богородицу о здоровье и помощи в жизненных обстоятельствах – это уже дело вторичное.

Подчеркну, что почитать надо прежде всего саму Богородицу, а различные ее иконы надо знать, разбираться в них, но не думать, что именно они и являются источником чудес».

Правильно ли рассматривать иконы и как произведения искусства также? «Конечно! – говорит Александр Копировский. – Прежде всего, существует понятие иконографии. Это конкретные, ставшие каноническими формы изображения святых: их фигур, рук, одежд, атрибутов, надписей и т.д. По этим принципам Почаевская икона по иконографии относится к древнему типу икон Богоматери – «Умиление» (по-гречески «Елеуса» – милостивая, милующая) одному из основных. Но вместе с тем, это очень выразительный и удивительно трогательный образ, на нем Христос изображается не просто сидящим на ее руке, но прижимающимся щекой к ее щеке.

При этом видно, что на ее руках – не просто младенец, а как бы взрослый человек в образе младенца. Таковы особенности иконописи, так в ней проявляется ее основной, духовный смысл. Младенец сидит как царь на троне, и при этом обнимает Богородицу, как сын обнимает мать. К такому же типу икон принадлежат, например, знаменитые Владимирская и Донская иконы Божьей Матери».

Бывают иконы очень высокого качества письма, их сравнительно немного. Как правило, они хорошо известны и находятся в крупных музеях либо больших храмах. Познакомиться с ними, внимательно их рассмотреть при желании не сложно. Кроме того, сейчас существует много хороших репродукций, и всегда можно найти именно ту икону, которая тронет взгляд и сердце больше всего. Лучшие иконы могут вызвать трепет даже у людей неверующих, потому что они очень глубоки по духовному смыслу и художественно тоже очень выразительны». Долго искать «свою» икону не придется – нужно лишь быть внимательным, сосредоточенным и благоговейным.

«Конечно, это не значит, что найденная так икона будет лучше всех других, но возникнет свое личное отношение к ней – и к тем, кто на ней изображен. Лишь бы не было духовного потребительства – постоянного «дай, дай, дай». Но нужно стремиться изменить свою жизнь с опорой на тот образ, к которому обращаешься», – подытожил богослов.