Исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского художника Ильи Репина. Он стал легендой еще при жизни. Его имя носит Санкт-Петербургская академия художеств, но когда-то будущего мэтра в нее приняли только со второго раза – комиссия посчитала, что Репин недостаточно хорошо рисует. Корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова – о самых интересных картинах живописца.
Вся сила и мощь Российской империи рубежа веков и предчувствие большой беды – в «Торжественном заседании Госсовета». Полотно почти с двухэтажный дом. Без этой картины невозможно представить Илью Репина.
«Эта картина имеет мистическую историю. После того, как картина была закончена, люди, которые там были прописаны, стали жертвами первой русской революции, в том числе генерал-губернатор и министр Плеве, который погиб от рук террористов», – рассказала заведующая обособленным структурным подразделением «Библиотека № 245» Елена Кибалова.
Он умел ловить мгновения. Художник был мастером исторических и бытовых сцен. Даже в монументальных полотнах для него главное – это лица: крестьян, революционеров, царских сановников. Репин оставил целую галерею портретов: Толстой, Тургенев, Фет. Илья Ефимович писал этюды годами. Дольше всего – почти 10 лет – работал над этим полотном.
Картина «Не ждали» сначала выглядела так: небольшого размера, из ссылки возвращалась женщина. Репин решил доработать шедевр: полотно стало больше, а в комнату входил уже мужчина. Но художник правил картину несколько раз – один из них уже после того, как полотно купил Павел Третьяков. Художнику не нравилось лицо ссыльного. Он правил его прямо в Третьяковской галерее. Сам владелец был не в курсе. Говорят, эта правка ему не понравилась.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван» – один из самых известных в мире российских брендов. Изображение – лишь личная версия Репина исторических событий в царских палатах Кремля. Но будоражит чувства людей уже сто с лишним лет. За это время картину дважды пытались уничтожить – сначала в 1913-м – ее пырнул ножом посетитель, тогда полотно восстанавливал сам художник. А в 2018-м вандал ударил картину металлическим столбиком ограждения. Здесь уже реставрировать полотно пришлось специалистам.
Та самая мастерская, где художник работал уже одной левой, подвязывая палитру красок к поясу, когда писать правой рукой запретили врачи. Это «Пенаты» – усадьба на берегу Финского залива. Репин назвал ее в в честь римских богов – хранителей домашнего очага.
Усадьбу художник подарил жене Наталье Нордман – она не только спутница, но и муза. Он звал ее Шахерезадой из-за умения интересно рассказывать истории. Даже эту беседку Илья Ефимович назвал в честь своей супруги. Здесь же художник создал эскиз к картине «Какой простор». Девушка и юноша застигнуты бурей. Волна чуть не сбивает их с ног. А они смеются и радуются жизни.
«Он писал эту картину в тот период, когда у него были очень яркие отношения с Натальей Борисовной. Вот свои чувства такие сильные, эмоциональные он как раз и выразил в этом полотне», – объяснила хранитель фонда музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» Вера Ловягина.
В усадьбе есть колодец художника. Илья Ефимович – любитель закаляться – не только принимал здесь ледяные ванны, но и планировал поставлять на продажу воду из собственной скважины.
«Илья Ефимович считал ее целебной водой и принимал по восемь глотков утром и вечером и всем своим приходящим гостям также рекомендовал эту воду и говорил о ее целебности, чудодейственности, не принимал в течение всей своей жизни никаких лекарств», – рассказала Вера Ловягина.
Он родился через семь лет после смерти Пушкина и на полгода пережил Маяковского. Умер в Пенатах.
Свой век великий художник завершил самой радостной и яркой картиной – «Гопак». Это его духовное завещание.
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания