В Бангладеш внеплановая смена власти. На волне массовых беспорядков премьер-министр Шейх Хасина покинула страну. Было объявлено об ее отставке. Военные заявили о формировании временного правительства, парламент страны распущен. Причины политического кризиса в третьей по численности мусульманской стране мира и его последствиях телеканалу «МИР 24» рассказала доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ольга Харина.
Давайте для начала напомним тем, кто не очень хорошо знает политическую географию, что это за страна, где она находится, и сколько в ней живет людей.
Республика Бангладеш, которая, кстати, не склоняется, является самой густонаселенной страной мира. Это моноэтническая страна, и большинство населения там исповедует ислам. Страна очень противоречивая, находится в регионе Южной Азии. Проблемы связаны, прежде всего, с тем, что она является одной из самых бедных. Черта населения, достигшая беднейшего уровня – где-то 18%. Это довольно высокий показатель. Уровень грамотности остается в районе 60%. Страна достаточно тяжело преодолевает конфликты и кризисы, происходящие внутри нее.
Если мы говорим про экономику, то это 30-е место по уровню ВВП. Это тоже невысокий показатель. Соответственно, страна сейчас находится в глубочайшем экономическом кризисе, который был вызван в том числе и пандемией. Особенно он отражается с 2022 года, когда пандемия уже завершилась, и Бангладеш не смог преодолеть последствий этой самой пандемии. Экономический рост и экономическое взаимодействие как внутри страны, так и с другими государствами было замедлено. Все это обострило еще и проблемы внутри страны. Если мы посмотрим на Бангладеш, описать его можно как бедное аграрное государство. Еще многие называют Бангладеш самой крупной швейной фабрикой мира. Там большое количество населения занято именно в легкой промышленности, и они отшивают на своей территории практически все мировые бренды.
Да, страна сложная, страна противоречивая. Но при этом буквально еще 5 августа утром ничто не намекало на такое стремительное и драматичное развитие событий. При этом, по данным AFP, с момента обострения в понедельник уже погибло больше 100 человек, а всего за время беспорядков, которые начались в июле, более 400. Что произошло? Можно ли было избежать этих жертв?
Где кроются корни проблем? Сначала это кризис, связанный с экономикой. Далее это пандемия, где 2022-й год является отправной точкой. Второй кризис, который можно посчитать таким серьезным – это выборы января 2024 года. Очень многие оппозиционные партии либо бойкотировали выборы, либо посчитали их нелегитимными в связи с приходом власти нынешнего премьер-министра. Уже тогда появились первые зародыши этой протестной деятельности. Основная ее часть пришлась на июнь-июль уже 2024 года. Самое интересное, что все это спровоцировало введение сокращения квот, предоставляемых на государственные службы, с 30% до 5% для тех, кто является родственниками ветеранов войны 1971 года, когда Бангладеш и получил свою независимость. На фоне этого произошло обострение. Но такого бы числа жертв не было по одной простой причине. Дело в том, что государство, естественно, начало применять силу по отношению к протестующим. Были несколько арестов, которые привели к тому, что поднялась еще большая волна.
Насколько я помню, началось это все со студентов. Первыми вышли молодые люди.
На данный момент, насколько мне известно, было убито протестующими около 14 представителей государственной власти и полиции, что тоже нельзя отрицать. Волна жесткого сопротивления, которая поднялась на фоне арестов представителей студенческой общины, спровоцировала еще большее давление на государственную власть, и в дальнейшем отъезд премьер-министра из страны.
Теперь вопрос, что будет потом? Что произойдет дальше именно с точки зрения взаимоотношений, например, России и Бангладеш? Потому что экономические связи достаточно тесные. Российские компании занимаются добычей нефти на шельфе Бангладеш. «Росатом» строит атомную электростанцию. Поставляется зерно. То есть связи очень плотные, очень тесные. Что будет с этим?
Если мы говорим про отношения Российской Федерации и Бангладеш, то здесь я смотрю оптимистично на дальнейшие события. Если придет к власти оппозиция, или будет сформировано новое правительство, в котором будут участвовать абсолютно иные люди, нежели «Авами лиг», это вряд ли скажется на ухудшении отношений Российской Федерации и Республики Бангладеш. Прежде всего, Бангладеш заинтересован в укреплении отношений с Российской Федерацией, особенно в поставке тех ресурсов и продуктов питания, о которых вы сказали. Кроме того, сейчас идут переговоры относительно инфраструктурных проектов. Мы можем взять в качестве примера реновацию аэропорта в Бангладеш, в котором участвует Российская Федерация. Так же возможно присоединение России к инфраструктурному проекту в рамках ТАПИ. Это энергетический инфраструктурный проект. Здесь очень большое количество точек соприкосновения, которые вряд ли будут свернуты с приходом нового правительства, потому что никаких антироссийских намерений на данный момент ни одна из оппозиционных сил не высказывает. Тут, наверное, можно быть спокойным.
Я вернусь к внутренней ситуации в Бангладеш. Премьер в отставке, правительства нет, парламент распущен. Очень противоречивая информация о том, что формируется временное правительство. А что потом? Новые выборы? Или, согласно старой присказке, нет ничего более постоянного, чем временное?
Я думаю, что в Бангладеш в скором времени будет определенного рода стабильность. Что может быть? Во-первых, одна из последних новостей – это выход из тюрьмы бывшего премьер-министра Халеда Зии, которая заинтересована в том, чтобы власть перешла в ее руки. Соответственно, она будет присоединяться к возможной коалиции из оппозиционных сил. Также сейчас протестующие и оппозиционные партии ведут переговоры. Со вчерашнего дня они сели за стол переговоров для того, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию в стране. То есть оппозиция поддерживает протестующих, а протестующие не сопротивляются оппозиционным партиям. Здесь, возможно, будет достигнут какой-то консенсус. Второй момент – это то, что сейчас формируется правительство со стороны именно военных. Командующий армии Вакер-Уз-Заман заявил, что сейчас они уже формируют правительство. Никаких конкретных комментариев он не дал, но сказал, что пока не знает, кто будет возглавлять временное правительство. Поэтому здесь я тоже могу допустить тот момент, что кто-то из представителей оппозиционных партий, коих достаточно, возможно, возглавит временное правительство. Но в дальнейшем будут проведены выборы, и будет кто-то у власти из тех, кто сейчас находится в оппозиции.
Также не исключен сценарий возвращения уже действующего премьер-министра. Хоть она и подала в отставку, но она была официально избрана в 2024 году в январе. Есть вариант, что находясь в Индии, она найдет какую-то поддержку со стороны Индии. Но на данный момент, скорее ситуация будет разрешена в пользу именно переговоров протестующих с оппозицией и выбора какого-то оптимального решения. Соответственно, военные тоже будут в это вовлечены. А в дальнейшем уже будут проведены выборы.
Подробнее в сюжете: Гости эфира