09:00 13/08/2024

Море, солнце и два бездельника: пять причин посмотреть фильм «Опекун»

Кадр из фильма Опекун. Реж/ Эдгар Ходжикян/Альберт С. Мкртчян. МОСФИЛЬМ. 1970 г.

В советское время киноленты с курортной атмосферой пользовались у зрителей особой популярностью, о чем свидетельствуют большие кассовые сборы. В 1970 году на большие экраны вышла еще одна солнечная комедия «Опекун». Фильм сняли в Ялте два молодых режиссера студии «Мосфильм» Эдгар Ходжикян и Альберт С. Мкртчян. И хотя советские кинокритики встретили киноработу прохладно, зрители работу оценили, а все внимание досталось обаятельному и привлекательному герою Мише Короедову в исполнении Александра Збруева и заядлому пьянице Тебенькову, которого играет легендарный Георгий Вицин. И вот пять причин (и плюс бонус от психолога), чтобы посмотреть фильм «Опекун».

Смотрите в среду, 14 августа, в 22:20 и в субботу, 17 августа, в 6:50 х/ф «Опекун» на телеканале «МИР». Режиссер: Эдгар Ходжикян, Альберт С. Мкртчян. В ролях: Александр Збруев, Георгий Вицин, Клара Лучко, Ирина Мурзаева и другие.

Забытая комедия

В прокате фильм «Опекун» посмотрели 31,8 миллиона зрителей. Но со временем комедия затерялась где-то на полках на фоне фильмов Гайдая и Рязанова. Между тем – это старая и добрая советская комедия с интересным и актуальным сюжетом.

Основные события фильма происходят на фоне курортного городка. Миша Короедов (Александр Збруев) встречает очередное утро в вытрезвителе, после чего теряет работу. Друзья предлагают устроиться на завод и, так сказать, стать настоящим человеком. Но вместо этого балагур и искатель легкой жизни решает отправиться на море – поближе к курортному и беззаботному времяпровождению и к своей знакомой официантке Любе (Клара Лучко).

Люба сразу понимает: Миша ищет беспечности, а потому, чтобы проучить и переучить лодыря, предлагает ему стать опекуном у престарелой тетушки. Короедов легко соглашается на предложение, ведь у него уже родился удачный план. Старушка преклонных лет, а в курортном городке у нее огромный дом и сад, которые он сможет легко получить в наследство, если станет исполнять все просьбы опекаемой.

Друг Тебеньков (Георгий Вицин) – тунеядец со стажем и безнадежный алкоголик – всячески отговаривает молодого человека от затеи. Он предлагает другой вариант, конечно, более легкий и свободный: как тот же ветер на Черноморском побережье. Миша же твердо остается при своем решении. Не ожидая подвоха (старушка себя еще покажет), он работает в саду, копает вручную колодец, разбрасывает на грядках навоз и собирает яблоки.

Творческое трио: Збруев, Вицин и Лучко

В фильме множество комичных жизненных ситуаций с участием главных героев, которые не оставят зрителя равнодушными. Просто блестяще со своей задачей справился Збруев. Его отрицательный герой получился обаятельным, подвижным, ярким, с хорошим чувством юмора. Вместе с тем Миша Короедов по сюжету предстает отважным и отзывчивым: он храбро бросается в драку и покупает мальчонке хомяка.

Георгий Вицин превосходно исполнил свою роль. Пожилой оболтус со стажем Тебеньков сыгран живым, а не карикатурным или плакатным. Его отрицательный и одновременно безобидный герой пытается смешно и по-доброму сбить с правильного пути Короедова.

Клара Лучко – восхитительная и назидательная официантка Люба. По сюжету она всячески влияет на Мишу, пытаясь наставить его на путь исправления. Нельзя оставить в стороне и ее романтический образ.

Золотые ретрохиты: «Белый пароход»

Еще один плюс киноленты – музыкальное сопровождение. В конце фильма звучит песня «Белый пароход» (композитор – Павел Аедоницкий, текст песни – Игорь Шаферан) в исполнении Ларисы Мондрус. Наверняка многие ее знают, помнят и любят.

Всесоюзной известности певицы поспособствовало выступление на Центральном телевидении. Начало положил «Новогодний огонек» 31 декабря 1964-го, где Мондрус появилась с песней «Лунный свет» Рознера. А вот наибольшим успехом у слушателей пользовалась песня «Синий лен», которая принесла известность как певице, так и композитору.

Правда, в жизни Ларисы Мондрус складывалась парадоксальная ситуация: людям нравились ее песни о простых человеческих чувствах, а вот Министерство культуры всегда настойчиво рекомендовали ей «гражданскую тематику».

Ностальгия по эпохе

История кино – это история страны и история людей. Потому популярность советских кинолент велика и спустя десятки лет. Для одних – это возможность вспомнить свою молодость, для других – заглянуть в эпоху, в которой никогда не жил. В фильме «Опекун», следуя советской идеологии, режиссеры постарались передать через искусство главные ценности советского времени.

Вместе с тем у зрителя есть возможность познакомиться с советским бытом и эстетикой, начиная от интерьеров и одежды героев, заканчивая красивыми улочками курортного городка.

«Опекун» – это отражения ностальгии. Мы оказываемся в добром прошлом и видим все то, что когда-то стояло в домах у наших бабушек и дедушек. Сразу же вспоминается детство и беззаботное время.

Философия перевоспитания

Перевоспитание тунеядца в нормального рабочего человека – главная тема кинокартины. В советские годы этому уделяли большое внимание, а вот сегодня подобные картины почему-то практически не снимают.

Кадр из фильма Опекун. Реж/ Эдгар Ходжикян/Альберт С. Мкртчян. МОСФИЛЬМ. 1970 г.

Людей, ведущих «антисоветский паразитический образ жизни», в стране недолюбливали, причем сильную неприязнь испытывал даже народ. Если вина тунеядца была доказана судом, то имущество, приобретенное на незаработанные деньги, конфисковывали, а его самого выселяли в специальную местность на срок от 2 до 5 лет.

К слову, только за четыре года, с 1961 по 1965 годы, в стране выявили свыше полмиллиона граждан, примерно 37 тысяч из них оказались выселены.

Бонус от психолога: советские фильмы – пример хорошей истории

Семейный психолог Лариса Кононова MIR24.TV пояснила, почему сегодня стоит смотреть и пересматривать советское кино.

«Люди любят истории: любят рассказывать свои истории и слушать чужие. Рассказывая и слушая истории, человек не только проживает их, но и получает новый опыт или переосмысливает старый», – уточняет психолог.

Есть истории хорошие, которые задевают чувства и заставляют работать ум. Есть плохие истории – и такие оставляют нас равнодушными. Советские фильмы часто являлись примером хорошей истории, такой, от которой невозможно оторваться, а потом еще долго чувствуешь «послевкусие».

«Я спрашивала разных людей: «За что они любят советское кино?» Во-первых, советские фильмы добрые, в них торжествует добро, а сцен жестокости и насилия нет. В советском кино играют отличные актеры, а потому зрители получают большое удовольствие, наблюдая профессиональную игру мастеров. Советские фильмы часто глубокие по содержанию: в любимых комедиях при каждом просмотре открываются новые смыслы. Наверное, именно поэтому не только люди старшего поколения пересматривают любимые фильмы молодости, но и современное поколение с интересом открывает для себя классическое советское кино», – подчеркнула Лариса Кононова.