«Мне не хочется быть популярным, известным. Нет, абсолютно. Я за то, чтобы все происходило само собой. Не специально. Если ты чего-то стоишь, то наверняка ты получишь какую-то оценку», – говорит Хамид Савкуев, российский художник, академик Российской академии художеств.
Выдающийся и гениальный. Живой классик. Так отзываются о Хамиде Савкуеве культурологи и искусствоведы, пытаясь истолковать его творчество. Сам мастер с большим уважением относится ко всем творящим людям и утверждает: таких, как он, много. Реперными точками в искусстве для него является круг друзей художников, которые не дадут соврать, слукавить, а если надо будет, они могут и жестко сказать ему об этом.
Народному художнику Кабардино-Балкарии, академику Российской академии художеств Хамиду Савкуеву исполнилось 60 лет. Но он говорит, что чувствует себя на 35. Возраст для него это лишь возможность накопления опыта.
«Я только сейчас понимаю какие-то вещи, которые в искусстве, наверное, важны. Например, что нужно обращать внимание на какие-то простые вещи, детали, которые могут явиться объектом изображения. Обычно, чтобы сказать что-то значительное, берется такой же значительный или пафосный сюжет. А можно изобразить какую-то простую вещь, которая может возвыситься до каких-то высот и глубин», – говорит Хамид Савкуев.
Его работы хранятся в музейных собраниях по всему миру. Их коллекционируют ценители искусства в России, Голландии, Франции, Германии, США. В Китае даже есть музей работ Хамида Савкуева. Художник-монументалист давно мечтал о выставке в родной Кабардино-Балкарии. Переживал, чувствовал особенную ответственность перед земляками.
«Я не привез большую часть работ, которые я бы хотел показать, потому что они в разных местах, в разных экспозициях, выставках. Тем не менее я безусловно доволен! Это такая возможность для меня, когда ты на трех площадках создаешь три экспозиции. Я такого никогда не делал. Это и сложно, и интересно», – делится Хамид Савкуев.
Скульптура, живопись и графика художника представлены на разных музейных площадках в Нальчике. Главная тема творчества – жизнь его народа. Монументальные картины объединены в панно, отражая судьбы и быт земляков. За внешней строгостью персонажей скрываются их ранимость и чуткость. Выставку живописных работ в национальном музее Кабардино-Балкарии Хамид посвятил своей матери Фатиме Бисоевне Савкуевой.
«Наши корни из Второго Лескена, это наше родовое село, оттуда Савкуевы. Замечательное место, с пологими холмами, которые тянутся вдоль русла реки Лескен в горы. Бабушку по отцовской линии я не застал, а бабушка по материнской линии меня вырастила, я ее помню, люблю. Мама – балкарка по национальности, у меня с ней очень тесная связь. Как сказал мой друг, художник Анатолий Жилов, художникам свойственно выражать свое отношение к матери в своих произведениях. Я тоже заметил, у многих художников это отношение к матери прослеживается. Мать это не просто человек, который дал тебе жизнь, это некая такая сакральность. Это и мать, это и Родина-мать, мать-земля родная, родной порог, родной дом. Это такие вещи, которые каждый человек в себе несет, хранит», – говорит Хамид Савкуев.
Хамид Савкуев живет не только настоящим, но и памятью о близких и друзьях. Ради этого он отправился в высокогорное село Куркужин, где провел вдохновляющий мастер-класс для учеников школы искусств имени кабардинского художника Мухамеда Кипова.
«Мухамед Кипов по праву считается мастером-рисовальщиком. Как мне кажется, во владении графитным карандашом ему вообще нет равных. Его стиль такой эмоциональный, мощный, и то, что школа носит его имя – это замечательно. И для меня находиться здесь и провести мастер-класс, параллельно рисуя и делая что-то из металла, это очень любопытный опыт. Мне это очень понравилось. Я чувствую себя здесь очень свободно, непринужденно. По сути, преподавание в Академии Художеств это мастер-класс каждый день. Потому что ты каждый день общаешься с молодыми художниками, что-то показываешь, что-то объясняешь, что-то пытаешься сам понять. Студенты иногда делают невероятные вещи, которые для тебя являются неожиданностью. Поэтому это процесс такой перманентный – он в себя включает все», – говорит Хамид Савкуев, российский художник, академик Российской академии художеств.
В трех залах музея изобразительных искусств в Нальчике представлены иллюстрации к книгам. В серии «Маккавейские войны» герои ветхозаветной истории предстают неожиданно в черкесках. Художник признается: корни не отпускают.
«Я не стал изображать Нартов такими веселыми, разудалыми парнями, которые всех и вся побеждают. Это, во-первых, воины. Путь воина трагичен. Нартский эпос наряду с такими эпосами, как Калевала, Маас, Махабхарата, один из самых древних источников. Героический эпос, связанный с историей адыгов, причем у адыгов у единственных нартский эпос зарифмован. Это лишний раз говорит о древности народа. Это была некая пробная передача информации из прошлого в будущее, из поколения в поколение», – объясняет Хамид Савкуев.
Чтобы творить, Хамиду не нужно какое-то особенное состояние или вдохновение. Он верит в результат последовательного, порой изнурительного труда и чуть-чуть в мистику. Так появились его скульптурные проекты: «бронзовая повесть» и «Ковчег».
«В свое время, когда я задумывался о скульптурных проектах, они мне казались нереальными. Но в конце концов мне как бы удалось что-то сделать. Это одно из тех мистических проявлений, когда вот то, что ты загадал, вроде как бы получилось. Кстати, ковчег для меня это некая структура, в которой можно укрыться, собрать, уберечь. И это была некая такая идея, связанная с этим», – рассказывает художник.
Хамид Савуков в свои 60 сдержан и скромен, как истинный адыг. Критичен к себе, не лишен самоиронии и ценит эти качества в других. Одно из любимых выражений Савкуева: «Путь художника – это путь заблуждений. Но для художника важно верить в свои заблуждения». Возможно, так рождается настоящее творчество.
«Мне, как скульптору, художнику, графику поводом для того, чтобы что-то сделать, может явиться все. Замечательная музыка, текст или фрагмент текста, какие-то ассоциации, воспоминания, запахи, фактура земли, камня. Внимание к человеку, к его судьбе, в той каждодневности, где он проявлял себя героически в общем-то, потому что такая суровая была жизнь. Всегда все по-разному. Не нужно пытаться объять все. Достаточно сосредоточиться на одном сегменте, как бы на одном аспекте жизни. И в этом можно увидеть целую вселенную. В малом увидеть бесконечность. Вот это важно», – подытожил художник.