Вспышка оспы обезьян в Африке объявлена Всемирной организацией здравоохранения чрезвычайной ситуацией международного значения, и это уже второй раз за два года. В чем особенность этого вирусного заболевания, насколько оно опасно и может ли прийти в Россию, телеканалу «МИР 24» рассказал академик РАН, заведующий лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета Сергей Нетесов.
Давайте для начала, что такое статус чрезвычайной ситуации? Что означает в данном случае его присвоение?
Во-первых, это для того, чтобы поднять внимание к этому событию. Во-вторых, это нужно самой Всемирной организации здравоохранения для того, чтобы начать высвобождать соответствующие фонды для борьбы с этим заболеванием.
Во Всемирной организации здравоохранения эксперты говорят, что тревогу вызывает то, что это какой-то новый штамм оспы обезьян. А что известно? Чем он отличается от предыдущего?
Это не новый штамм. Это новый субвариант уже известного штамма. Отличается тем, что он увеличил свою способность распространяться при прямых контактах. Раньше это заболевание встречалось только когда, например, разделывали убитую обезьяну, или, когда люди ели прямо сырое мясо и непосредственно от него заражались. Сейчас это заболевание начало передаваться от человека к человеку. И в этой своей особенности оно стало походить на бывшую натуральную оспу. То есть люди заражаются друг от друга. Это самое нехорошее, что могло быть.
Я буквально сегодня читал, что это заболевание передается через рукопожатие, через немытую посуду, то есть как коронавирус практически?
Понимаете, есть вещи, которые, журналисты преувеличивают, особенно когда они не знают, от чего все произошло. Тогда они начинают что-то придумывать. На самом деле, если есть рукопожатие и если на руках нет ран, то вряд ли это может передаться. Вот если рукопожатие происходит от больного человека, у которого уже есть эти язвочки, с другим человеком, у которого есть раны, тогда оно передастся. То есть для этого нужен прямой контакт.
Вы обрисовали очень гипотетическую ситуацию.
Это не гипотетическая ситуация, а реальная. Инкубационный период для этого заболевания пять-шесть дней. Понимаете? И если, например, язвочки возникают у того человека, который живет в джунглях, то у него постоянно руки в ранах. Это же известное дело. Но на самом деле это близкий контакт – раз. Если через посуду, опять же должен быть контакт с раной. Просто так оспа обезьян не передастся. Она все-таки не натуральная оспа. Но при кашле, при чихании больного человека на здорового сейчас она начала передаваться. И это самое тревожное.
До лета 2022 года оспа обезьян, насколько я помню, считалась эндемичным заболеванием исключительно для Центральной Африки. А сейчас она распространяется по всей планете. Почему? Потому что, видимо, заразность изменилась?
Я бы не стал говорить, что по всей планете. В 2022 году произошло наложение очень маловероятных событий. Дело в том, что появился вариант, немножко отличающийся от оспы обезьян в Западной Африке. Но он отличался не по механизмам передачи. Та вспышка возникла, потому что вирус попал к гомосексуалисту. А этот радостный гомосексуалист вернулся в Испанию и Португалию и сразу окунулся в атмосферу плотских радостей. И распространение шло на 99% среди гомосексуалистов. Причем этот способ передачи инфекции совершенно уникальный. И когда про него стало известно и все страны начали проводить вот такую массовую информационную кампанию, это удалось быстро подавить. Уже к концу 2022-го года заболевание начало сходить на нет. И в прошлом году, даже уже в этом году, число случаев было не тысячи, а сотни и даже десятки тысяч. А вирус, который в Центральной Африке, он с самого начала был немножко другой. Но дело в том, что им опять же заражались только от больных обезьян. А сейчас идет постепенное нарастание его контагиозности, вы совершенно правильно сказали, – заразности. И вот он начал передаваться от человека к человеку.
Но при этом говорят, что в основном передача идет именно половым путем.
Половым путем может идти, если это незащищенный секс, который происходит в результате контакта больного человека со здоровым.
Я так понимаю, симптоматика оспы обезьян и обычной оспы очень похожа. Потому это заболевание и назвали оспой обезьян?
Симптоматика похожа и не только она. Дело в том, что вирус оспы обезьян входит в то же самое подсемейство, что и вирус натуральной оспы. И они в этом смысле принадлежат к одному общему корню. Но такие же симптомы или очень похожие бывают при заражении ветряной оспой: тоже язвочки, тоже ломота в суставах, тоже повышенная температура и все такое прочее. Но ветряная оспа – это герпесвирусная инфекция. Это совсем не ОКС вирусы, которые как раз в случае с оспой обезьян и натуральной оспой. Так что по симптоматике я бы не стал вообще это диагностировать, хотя первое подозрение может быть. Мы все-таки живем в XXI веке, и надо диагностировать методами лабораторной диагностики. Тогда мы отличим ту сыпь от этой сыпи совершенно точными методами.
Эксперты говорят, что при легком течении оспа обезьян длится примерно две-три недели и проходит без каких-то серьезных последствий. При этом же говорят, что количество летальных исходов здорово выросло по сравнению даже с предыдущим случаем 2022-го года. При каких условиях инфекция становится опасной для жизни человека?
В 2022-м году статистика отслеживалась только у людей, которые уехали из Африки и приехали в развитые страны. Эти люди полноценно питаются, у них есть полноценный медицинский уход. Понимаете? И более того, это был западно-африканский вариант. Там практически не было смертельных случаев. И еще раз повторюсь, очень важно полноценное питание, нормальное медицинское обслуживание и своевременная диагностика.
Что сейчас происходит? Демократическая Республика Конго и окружающие страны – это одни из самых бедных в Африке стран. Там у детей постоянно недоедание, и неслучайно у детей там повышенная смертность. Но даже с повышенной смертностью те данные, которые есть во Всемирной организации здравоохранения, это 3%. Это в десятки раз меньше, чем от натуральной оспы. Я думаю, что если бы этих детей нормально кормили и нормально лечили, то этот процент был бы в десятки раз меньше.
Я все-таки вернусь сюда, в Россию. Насколько велик риск распространения у нас? Роспотребнадзор говорит, что у нас не должно быть такой вспышки. И сопутствующий вопрос: прививка от обычной оспы, которую мы получаем, от этой оспы защищает или нет?
Уже известно, что она защищает. Это проверено в Африке. Потому что врачи в тех странах, где встречается оспа обезьян, вакцинированы, и они не болеют. Но ситуация заключается вот в чем. Помните, как у нас Черномырдин говорил: «Да, не было никогда и вот опять». Так что здесь на самом деле я бы ничего не гарантировал. И нас, конечно, Роспотребнадзор успокаивает. Но дело в том, что этот вирус есть не только в Конго, но и в окружающих ее странах, с которыми у нас есть отношения и с которыми не прервано авиасообщение. Так что в принципе это может быть. И то, что может делать Роспотребнадзор, это во-первых, во всех международных аэропортах России рейсы, пребывающие из Африки, должны быть обследованы на предмет наличия сыпи и высокой температуры. На самом деле это делается и сейчас. Я сам видел, когда летал за рубеж. Это первое. Второе – разработанные диагностикумы. Они есть, они высокоточные. Ими владеет Роспотребнадзор, их производят до сих пор, и это тоже очень важно. В-третьих, насколько я знаю, в России есть аварийный запас вакцины против оспы. Ее количество не разглашается, но это количество не десятки, и не сотни, и не тысячи. Ее намного больше, это я могу сказать точно. Потому что я 20 лет назад там работал и примерно представляю, какие у нас аварийные запасы. Так что Роспотребнадзор имеет основания так говорить. Но нельзя исключать, как я уже говорил выше, выражение, которое произносил у нас Черномырдин.
Тогда задам логичный вопрос. Что нужно делать, чтобы не заразиться по обе стороны границы?
Для того, чтобы не заразиться, во-первых, не надо летать в эти страны, а туда летают. Мы знаем, что там есть россияне. Второе, это все-таки пограничный контроль. По прибытии из рейса у людей надо мерить температуру, смотреть на наличие сыпи и других подозрительных признаков. Лучше тут перестраховаться, изолировать человека на два-три дня, чем просто допускать его в общество. И я думаю, что было бы целесообразно, например, просто определить места их карантинизации вблизи крупных аэропортов. Поместили на два-три дня, продиагностировали, если все нормально, тогда вперед.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: