В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича – санитарный день. Моют самые хрупкие элементы интерьера – 150-летние хрустальные люстры, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Анастасия Глебов.
350-килограммовые произведения искусства из металла и хрусталя спускаются с потолка, словно легкие перышки. Люстры замирают в десяти сантиметрах от пола. Все готово к генеральной уборке.
«Я очень люблю историю и архитектуру нашего города. Действительно, это особое чувство, когда я приступаю к работе с такими экспонатами. Потому что этим люстрам уже больше 100 лет, это уже антиквариат», – рассказал специалист по клинингу культурных объектов Михаил Черемисинов.
Чтобы отмыть одну такую люстру, двум мастерам понадобится минимум четыре часа, так много здесь декоративных элементов. Уборка начинается сверху с помощью водно-спиртового раствора. Затем все протирают ветошью. Но включают только спустя 24 часа, чтобы не было короткого замыкания.
Только в годы блокады Ленинграда сияние хрусталя померкло, а звон подвесок стих – часть больших нитей сняли для безопасности. Но люстры на месте остались и все выдержали.
«Восстановлены люстры были только после войны, в 1948 году. Сначала ремонтировался, в 1946 году, Большой зал. Потом, в 1947 году, фасады и в 1948 году – люстры», – отметил заведующий музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича Павел Дмитриев.
Уже десять лет их чистят и доводят до блеска одни и те же мастера. Другим в филармонии антиквариат не доверяют. Михаил Черемисинов перемыл сотни светильников, но таких крепких нигде не встречал. Говорит, они сделаны на века. Первое упоминание о люстрах датируется 1839 годом. Так что они, вероятно, старше этой даты.
Подробнее в сюжете: История