15:42 30/08/2024

Страхи детства: нейросеть нарисовала монстров из советских киносказок

В СССР не было высокотехнологичных спецэффектов для создания страшных монстров в кино. Однако это совсем не мешало отечественным кинематографистам воплощать на экране по-настоящему пугающих персонажей. Так, например, после просмотра фильмов Александра Роу некоторым маленьким зрителям снились кошмары с участием сказочных злодеев. Конечно, современных детей подобными страшилками уже не впечатлить. Поэтому мы решили собрать пять самых популярных чудищ из советских сказок и представить их по-новому. Для этого пришлось воспользоваться возможностями нейросетей. Что получилось – увидите в материале MIR24.TV.

Смотрите марафон сказок на телеканале «МИР» 31 августа с 10:10. Покажем фильмы «Королевство кривых зеркал», «Финист – Ясный сокол», «Марья-искусница», «Сказка о потерянном времени» и «Золотые рога».

Чудище из фильма «Финист – Ясный сокол»

Финист – Ясный сокол, 1975 год. Реж. Геннадий Васильев. Киностудия имени М. Горького

В 1975 году вышел сказочный фильм «Финист – Ясный сокол». По его сюжету злой оборотень превращает русского богатыря в лесное чудище, от которого в ужасе разбегаются и люди, и животные. Чтобы создать облик заколдованного страшилища, киношники использовали звериную шкуру и незамысловатый грим. Однако даже этого хватило, чтобы напугать зрителей, которые к тому моменту уже успели посмотреть знаменитого «Вия». Жуткого эффекта добавляли и второстепенные детали – неуклюжие движения, ласты вместо лап, клыки, торчащие в разные стороны, и несчастные глаза. Так художнику по костюмам удалось минимальными средствами добиться желаемого результата.

Иван-медведь из фильма «Морозко»

Морозко, 1964 год. Реж. Александр Роу. Киностудия имени М. Горького

Еще одной жертвой колдовских чар стал главный герой киносказки «Морозко». Самовлюбленного и заносчивого юношу Ивана проучил мудрый старичок-боровичок, превратив голову парня в медвежью. Такой поворот событий неизменно пугал не только его возлюбленную Настеньку, но многих советских детишек.

Баба-Яга из фильма «Василиса Прекрасная»

Василиса Прекрасная, 1939 год. Реж. Александр Роу. Студия «Союзмультфильм»

Знаменитый режиссер Александр Роу сумел превратить самую популярную злодейку из русских народных сказок в главный детский страх. Вопреки ожиданиям, сыграть этот образ на экране он доверил совсем не женщине, а народному артисту Георгию Милляру. Грим и актерское мастерство сделали свое дело, и на съемочной площадке дети в ужасе разбегались при виде этого персонажа. Мрачное амплуа оказалось настолько удачным, что актер исполнял его еще в нескольких фильмах. За это Милляр получил прозвище «самой главной Бабы-Яги советского кино».

Змей Горыныч из фильма «Василиса Прекрасная»

Василиса Прекрасная, 1939 год. Реж. Александр Роу. Студия Союзмультфильм

Помимо Бабы-Яги, на маленьких зрителей производила незабываемое впечатление финальная сцена в сказке Роу. Схватка Ивана с воплощением зла – Змеем Горынычем, похитившим Василису – даже сегодня смотрится весьма эпично. Мастерам, изготавливающим кукол, удалось создать трехголового гиганта, чей размер составил 11 метров в длину и 5 метров в высоту. Внутри огромного Змея разместились 20 человек, которые «оживляли» каждый участок страшного творения. Чудище двигалось, извивалось, плевалось дымом, огнем и водой, чем не на шутку пугало впечатлительную детвору.

Чудовище из сказки «Аленький цветочек»

Аленький цветочек, 1952 год. Реж. Лев Атаманов. Студия Союзмультфильм

Советские ребятишки познакомились с историей любви красавицы и чудовища задолго до выхода диснеевской версии мультфильма. В отечественном варианте художники-аниматоры изобразили заколдованного юношу в образе бесформенного лохматого бугра. Его облик с огромными глазами и отсутствием рта играл злую шутку с неокрепшей детской психикой. Тем долгожданнее для малышей было финальное перевоплощение эдакого чуда-юда в нормальный человеческий вид.

Голова великана из фильма «Руслан и Людмила»

Руслан и Людмила, 1971 год. Реж. Александр Птушко. Киностудия Мосфильм

Зрелищная экранизация пушкинской поэмы стала самым масштабным проектом прославленного режиссера Александра Птушко. При ее создании применялись комбинированные съемки высокой сложности, а чтобы изобразить эффект парящих в воздухе героев, съемочная группа использовала специальные каркасы, рычажные механизмы и замысловатые приспособления. Впрочем, летающий карлик Черномор произвел на советскую детвору гораздо менее пугающее впечатление, чем неподвижная говорящая голова великана, лежащая посреди степи и охраняющая заветный меч.