Увидеть, вдохновиться и создать. Российский дизайнер-модельер, продюсер, основатель детской модно-образовательной программы, победительница реалити-шоу, а по совместительству еще и многодетная мама Елена Мелякина осенью вновь будет удивлять мировые подиумы. Ее коллекции одежды имеют уникальную историю и передают определенное настроения, а за вдохновением она обращается к природным мотивам России и женской естественности, превращая моду в настоящее искусство. В интервью MIR24.TV Елена Мелякина рассказала о том, как создает образы, почему высокой моде предпочитает практичность, а культурный код и семью считает главными секретами успеха отечественного модельера.
Один из самых сильных инстинктов человека – оставить миру лучшее продолжение себя. Дети должны превосходить своих родителей – как ученики превосходят своих учителей. Елена, свой талант вы тоже унаследовали?
Е.М.: Мое детство прошло среди многообразия кружев и тканей, а шить я начала, еще не родившись. И моя история – это история про силу рода и связь поколений. Мама была технологом швейного производства, работала на фабрике, когда была мной беременна. Только спустя годы, уже на своем опыте я поняла: чем занимаешься во время беременности, тем твой ребенок и будет увлекаться. Видимо, это как-то закладывается в малыша, пока его вынашиваешь девять месяцев под сердцем.
С большой любовью вспоминаю, как в детстве сидела у мамы на коленях, пока она трудилась за швейной машинкой. Ей даже иногда приходилось меня привязывать к себе поясом, чтобы мои ручки не попали под иголку ритмично работающей машинки. Мама была очень увлечена своим призванием. Случались такие забавные истории, когда она могла мне сшить новое платье гораздо быстрее, чем постирать предыдущее. Бытовые условия в небольшом городке Лысьва Пермского края в советское время, конечно, были скромные, а стиральные машинки – в дефиците. А вот дефицита в тканях и мамином таланте не было.
Моя бабушка тоже была очень модной: ее гардероб кардинально отличался от подружек, а сегодня бы превзошел наряды многих современных модниц. По профессии – бухгалтер, жила в маленькой деревне. Раз в месяц бабушка ездила в город сдавать итоговые отчеты. И вот к каждой такой официальной поездке она заказывала у швеи новый костюм или платье. Для того времени было непривычно встретить в деревне столь стильную женщину. Бабушка часто экспериментировала: она себе и мужу заказывала рубашки из кружева. Даже для нашего времени – это смелое решение, согласитесь?
Вы росли в интересной семье, однако связать свою жизнь с творчеством решили не сразу. Если не ошибаюсь, то главным шагом в мир моды и стиля стало рождение первенца?
Е.М.: Надо пояснить, что я жила в атмосфере простоты, но вместе с тем изысканности и элегантности. И тогда – в далеком детстве – поняла: шить одежду для себя и для других – интересное занятие, но вместе с тем что-то обыденное. Свои первые вещи я сшила в седьмом классе: юбку и пиджак. Для меня было чем-то простым, например, взять выкройку из журнала «Бурда Мода», раскроить ее, сметать и сшить.
Я никогда не признавала моду как моду, а также то, что ей нужно следовать. У меня было абсолютно свое видение. Погоня за модой казалась чем-то не очень серьезным и легкомысленным. Почему? Потому что все свободное время посвящала учебе и библиотеке: я была круглой отличницей, у меня аттестат особого образца. Чтобы мои мозги не пропадали, как говорится, поступила на кафедру «Уголовный процесс и криминалистика» Пермского госуниверситета. По образованию – юрист. Но по специальности работала не так долго, к окончанию института жила в Москве и трудилась на госслужбе – в налоговой инспекции. С будущим супругом Максимом познакомились на тренинге личностного роста. Это была лидерская программа по самосовершенствованию и саморазвитию. По совпадению – он тоже был специалистом налоговой службы.
Мы сразу решили: если семья – то обязательно должны быть дети. А вот сколько их будет, никогда не задумывались. Через год после свадьбы родилась Валерия. Признаюсь, что сначала мы ждали Катю или Машу, но, когда она появилась на свет, мы с мужем поглядели в ее глазки и подумали, что эти имена малышке точно не подходят. И так получилось, что в ту же ночь мне снится сон, будто у меня должна быть Валерия. А потом череда совпадений и знаков сон только подтвердила. К слову, я всегда обращала внимание на знаки. Это меня направляло по жизни.
Рождение ребенка – огромный праздник в жизни родителей. Для дочери, конечно, хотелось ярких и пышных нарядов, к тому же у меня нестандартная фигура, одежда из обычного магазина мне никогда не подходила. Тогда и поняла, что мне не хватает знаний по шитью. Во время декрета пошла учиться в московскую и итальянскую школы моды и стиля, а параллельно изучала конструирование и моделирование одежды. Изучала также стилистику, чтобы понять, что человеку подходит по цвету и фасону, а что – нет. Плюс получила образование дизайнера интерьера. Это дало мне общее представление о композиции и цвете.
Самый особенный и важный момент для модельера – первый показ. Как это было у вас?
Е.М.: Коллекция – это тот вопрос, который меня волнует на момент ее создания. К окончанию школы моды я подготовила капсулу: вещи в ней хорошо сочетались друг с другом и создавали целую коллекцию. Тогда директор школы предложила вместе с модельерами участвовать в выпускном показе.
В 2016 году состоялся мой первый показ. И практически сразу после этого меня пригласили на модный показ HFS в Москве, где я заняла второе место. А потом обо мне узнали за границей и пригласили в Милан. Я тогда подумала: это личный вызов! И либо я его принимаю и иду вперед, либо – нет. И я его приняла, вместе с тем понимая, что заявляться с выпускной коллекцией нельзя: надо создать настоящее дизайнерское откровение.
Вдохновение – это целый мир, все может быть вдохновением. Моим вдохновением тогда стали дети. Забегая вперед, скажу: тот год стал стартовым для меня как для дизайнера и модельера. После я принимала участие во всех ведущих показах и конкурсах в России и в Европе.
На международный показ в Милан повезла десять детских нарядов и десять взрослых. Передо мной стояла задача: показать русскую моду в Италии. Показ стал моим первым знакомством с зарубежными организаторами, первым выходом на международную арену, первой модной фотоссесией. По итогам фотоссесия в Гамбурге был издан лукбук, с которым я заявилась на российский свадебный конкурс. И тогда вошла в ТОП-5 свадебных дизайнеров России. Была еще фотосессия в Бергамо. Моя старшая дочка выступала в качестве модели, пять часов спокойно отработала на улице в ноябре.
Мода может создаваться при любых условиях, важны лишь талант и стремление. Вы же создаете целые вселенные и миры с такими глубокими темами, как сохранение традиций, сохранение своей природы и сохранение женственности. Вместе с тем многие образы отсылают к вашей личной истории и к вашей семье?
Е.М.: Я живу по принципу из стихотворения «Заповедь» Киплинга: «Равно встречай успех и поруганье, не забывая, что их голос лжив…». Меня сложно вывести из равновесия яркими событиями, кроме, конечно, рождения детей, потому что за всеми достижениями кроется колоссальный труд. Результат всегда будет, если ты работал хорошо, а если плохо – то и рассчитывать не на что. Поэтому важны и талант, и стремление, и в то же время еще одно важное условие – трудолюбие. На создание одного платья уходит примерно 100 часов работы. Можете себе представить? Это 40-50 часов ручной вышивки, а остальное время – так называемая сборка. Для сравнения: на одно из моих платьев было нашито 16 тысяч декоративных кругов. Все это расшивается вручную. Да, это очень ювелирная и тонкая работа.
Однажды под Новый Год загадала, чтобы у меня прошло четыре показа. Вот только забыла важное уточнение произнести – в течение года. Вышло так, что было четыре показа за месяц: буквально каждую неделю модели выходили в моих нарядах на подиум.
Мои коллекции – это мой разговор со Вселенной, с миром, с моим окружением, с моей семьей. Кто меня хорошо знает, тот считывает эти образы и тонкие вибрации в моих коллекциях. Одна из них, к примеру, навеяна образами цветка, который пробивается сквозь асфальт. Это история про урбанистику, в которой находится место естественной красоте.
Для Милана я однажды готовила коллекцию, посвященную редким видам птиц. Каждое платье символизировало птицу: сизоворонка, пустельга, павлина, колибри, шахина, розового фламинго. И платья вроде бы и про птиц, а, с другой стороны, – про детей, которые со временем улетят из гнезда, и которых важно здесь и сейчас наполнить любовью, вниманием, заботой, принятием.
В моих коллекциях также много отсылок к бескрайним просторам, свободе, российской природе и ее искренней душе. На создание коллекции «Байкал» меня вдохновила первозданная красота России, увиденная мной в большом путешествии по стране: Владивосток, Хабаровск, Абакан, Красноярск, Пермь. Самым ярким впечатлением стала жемчужина на карте России – озеро Байкал с его удивительной историей, окруженное религиями, верованиями и преданиями. В переплетениях вышивки можно увидеть, как выглядит Байкал в разное время года, прочувствовать дыхание ветра, насладиться чистотой льда, заметить, как распускаются удивительные цветы и услышать, как пролетают птицы.
Творчество, объединение и любовь – главные инструменты семейного счастья. Елена, вы – многодетная мама и известный российский модельер. Как же совмещаете эти роли? Наверняка, и супруг, и дети играют первую скрипку в вашей во всех смыслах слова модной сфере?
Е.М.: Семья – это центр моей вселенной, мое вдохновение, моя поддержка и опора. И муж, и дети готовы мне всегда помогать. У меня очень понимающие дети, они знают, что там, где творчество – там просто нет места рутине и повседневности, а есть место полету фантазии, поиску смыслов, постоянному креативу и самовыражению.
Лера вот уже 12 лет профессионально выступает в качестве танцора с именитыми звездами. Она планирует стать театральным режиссером. Георгий увлекается спортом, в частности крав-мага (разработанная в Израиле система рукопашного боя), интересуется наукой, техникой, энциклопедиями, программированием, читает взахлеб литературу. Мечтает стать инженером или кандидатом технических наук. Амалия родилась в Америке. Карьеру модели начала в пять дней после рождения, попав к австралийскому фотографу. Очень увлеченный ребенок: ей интересно буквально все на свете. В декретном отпуске с ней находился супруг, я в этом время готовилась к новым зарубежным показам.
Милан, Париж, Стамбул, Дубай... Вас даже встречали на Красной дорожке Каннского фестиваля. Чем особенно гордитесь и как будете удивлять модную публику в ближайшее время?
Е.М.: Я стараюсь говорить на «понятном языке», учитывая контекст и время, в котором мы живем. Если объясняться в разрезе творчества, то важно понимать, что происходит в мире: это напрямую влияет и на актуальность, и на узнаваемость тебя как дизайнера-модельера.
У меня множество наград, признаний, премий. Среди последних – арт-премия «За вклад в сохранение женственности», я стала лучшим детским дизайнером 2024 года по версии Blue Grass, лучшим детским дизайнером 2020 года по версии премии «Успешные люди» и 2021 года по версии «ALUSSO EVENT AWARDS». Лучшим детским дизайнером 2021 года по версии премии Alusso «Top-50 kids». Лауреатом международной премии «Media popularity 2021» в номинации «Медиа персона», победителем конкурса «Русский стиль» в номинациях «Детская одежда. Family look» и «Женская одежда».
Следующая коллекция будет основана на нейрографике. То есть в центре истории – не рисунок в обычном его понимании, а сюжет, основанный на алгоритмах. Это будут платья про состояние, например, алгоритмы про принятие себя, про силу рода, про избавление от страхов и препятствий. На каждую задачу создается свой алгоритм. Потом все это расписывается и расшивается на платьях в определенных техниках. Это будет мой следующий, но вместе с тем какой-то совершенно новый уровень творчества, а еще сотворчества со своим внутренним я. Это уже не про окружение, не про то, что во вне, а про то, что внутри, что здесь и сейчас. Это про принятие себя и про работу с собой.