СССР, МНР и ТНР вместе боролись с японскими империалистами. Именно поэтому Владимир Путин в преддверии 85-летия победы на Халхин-Голе побывал в Тыве и Монголии. Союзничество началось больше 100 лет назад во время Монгольской народной революции. Корреспондент телеканала «МИР 24» Глеб Стерхов изучил историю борьбы.
«Белая армия, черный барон
Снова готовят нам царский трон,
Но от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней».
Этот «Марш Красной армии» написан в 1920 году. Черный барон Врангель уже месяц как в бегах в Константинополе. Красная армия бьет врага. Но о царском троне мечтает уже барон белый. Он и тысячи его бойцов орудуют в Забайкалье. Полное имя белого барона, генерал-лейтенанта Белой армии – Роберт Николаус Максимилиан фон Унгерн-Штернберг. В царской России его звали короче – барон Роман Федорович Унгерн. Родился в Австро-Венгерской империи. Принадлежал к дворянскому тысячелетнему рода. Отец Унгерна попал больницу для буйнопомешанных, и у сына характер был взрывной – драки, конфликты, дуэли.
К этому времени Монголия, бедная окраина Китайской империи, частично независима. В 1911 году в Поднебесной произошла Синьхайская революция. Династия Цин пала. Северная окраина Китая решила, что больше вассалам не обязана ничем. Там раскол: Внутренняя Монголия стала китайской автономией, а Внешняя и вовсе объявила суверенитет.
«Это было государство теократического типа, которое возглавлял один из выдающихся деятелей монгольского народа и буддийского мира Джюбзун Дамба Ху Тухта, более известный как Богдо-гэгэн, Богдо-хан. Он и был подлинным лидером государства с 1911 года», – рассказал академик РАН, иностранный член Монгольской академии наук, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Борис Базаров.
Под началом Богдо-хана набрали освободительную армию. Но с самого первого дня китайская армия начинает военную операцию против сепаратистов.
Спустя десять лет армию Богдо-хана возглавит бывший рабочий типографии Дамдины Сухэ, в его имени появится приставка «батор», что значит «богатырь». Но пока он не подозревает о своей судьбе. Ему 18, он из бедной семьи, а детство его прошло в квартале русского консульства в столице Урге.
«Он с Русской улицы. В принципе, играл в песочнице с русскими ребятами. Он мало-помалу выучил русский язык», – отметил кандидат исторических наук, директор Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН Виталий Данилов.
Борьбу продолжили в подполье. К 1920 году у Сухэ-батора и его сподвижников был готов план «свободной независимой Монголии». С ним он и поехал в Москву.
«Он вождю описал то, как видит будущее Монголии. И это совпало с взглядами вождя», – подчеркнул Виталий Данилов.
Белый барон Унгерн в это время под натиском красных уходил из Забайкалья в Монголию. Эта страна была мечтой его жизни. Именно там он хотел найти загадочную Шамбалу и оттуда возродить монархию и новую Российскую империю. Барон хотел стать новым Чингисханом.
«Унгерн хотел создать срединное государство. Территорию. Борга, Внутренняя и внешняя Монголия, Тибет, современная Бурятия, Уренхайский край, то есть современная Тува, Южная Сибирь и Казахстан», – пояснил доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Леонид Курас.
Но монгольская наступательная операция помешала. Летом 1921 года Красная армия РСФСР, народно-революционные силы Дальневосточной республики и Монгольская народно-революционная армия уничтожили всех интервентов и закрепили независимость Монголии от Китая.10 лет территориальных войн закончились.
Остатки войск безумного барона красные добивали уже на территории России. Его самого пленили и повесили в день суда, а Сухэ-батор стал первым главкомом в своей новой стране. Они оба никогда не воевали друг с другом, они оба – освободители Монголии, просто каждый по-своему. В честь и того, и другого в Монголии есть памятники и музеи.
«Унгерн пытался создать новую, скажем так, новую империю, но которая бы базировалась на русском начале. Сухэ-батор также преследовал свои цели, но в рамках своего этноса», – уточнил Виталий Данилов.
5 ноября 1921 года Монголия и РСФСР подписали соглашение о дружбе и взаимопомощи. И с тех пор никогда этому документу не изменяли.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе