Ведущий телеканала «МИР 24» Артур Ломидзе встретился с прима-балериной Мариинского театра Ренатой Шакировой.
Рената, в этом году вы стали примой. Я вас в первую очередь поздравляю. А что этот статус значит лично для вас?
Спасибо большое. Конечно, для каждого артиста получить статус прима-балерины, либо премьера – это самая вершина. Когда ты поступаешь в академию маленьким ребенком, ты мечтаешь достичь вот этого пика. Но когда это случилось, если честно, я не поверила, что это произошло. Конечно, это счастье, и детская мечта осуществилась. Это означает, что нужно мечтать, нужно идти к своей цели. Благодаря упорному труду и терпению тоже всего можно добиться.
Сегодня все идут на вас, на Ренату Шакирову. А вы ходите в театр, и на кого идете?
Конечно же, я хожу в театр. Не могу сказать, что на кого-то определенного. Сейчас у нас есть потрясающая возможность, когда Большой театр привозит свои спектакли, и это невероятная удача сходить тоже как зритель, насладиться. Конечно, не только на балетные спектакли, но и в драматические театры тоже.
У меня есть уникальная возможность проследить путь такой большой звезды. Я предлагаю начать с самого сначала. Вы родились в Узбекистане?
Да, я родилась в Узбекистане.
А танец пришел в вашу жизнь уже там?
Мне кажется, танец был где-то у меня внутри. Я с малых лет была очень активным ребенком. Мама долго думала, куда же направить эту энергию. Когда мне было четыре года, родители вернулись в город Стерлитамак, и там я уже пошла в ансамбль «Солнышко». Получается, с четырех лет я ходила в ансамбль, и это были мои, наверное, самые яркие эмоции, впечатления. В дальнейшем, когда я пошла в школу, все равно продолжала ходить в ансамбль. Для меня было самым ярким, запоминающимся, как мы ездили на разные фестивали. У нас был достаточно обширный репертуар. Это были и национальные танцы, это была и классика, и современные, конечно же, номера. Уже там педагоги в ансамбле сказали, что надо поступать в академию, надо заниматься уже профессионально. Перед мамой стоял сложный выбор. Рядом у нас Уфа и колледж имени Нуреева, но есть Санкт-Петербург – Академия русского балета имени А. Я. Вагановой. Здесь спасибо маме, что она решилась и отдала меня именно в Академию русского балета.
Я знаю, что за три года до окончания академии вы уже выходили на сцену Мариинки. Как это случилось?
Мы понимали уже, когда учились в академии, что у нас есть каникулы, и на них мы очень сильно выходили из формы. Нам всегда говорили, что если мы один день занятий пропустим, то два дня будем восстанавливаться, а тут два месяца. Мы хотели держать себя в форме. Мы попросили нашего педагога Удаленкову Татьяну Александровну ходить в театр во время каникул. Она договорилась с художественным руководителем Юрием Валерьевичем Фатеевым, и мы летом приходили на урок и занимались с настоящими артистами. Мы тогда были очень горды собой. В этот момент Юрий Валерьевич предложил нам станцевать. Сначала это был Амурчик в балете «Дон Кихот», также были еще «Маленькие лебеди». Когда через год меня пригласили также танцевать с театром – это самые потрясающие воспоминания. Также Юрий Валерьевич задумался о такой, мне кажется, самой сложной партии. Это балет «Драгоценности», второй акт «Рубины». Получается, это был второй курс академии. Я исполнила эту наисложнейшую, как и сейчас считаю, партию.
Как складывалась профессиональная карьера? Вы начинали, как все, с кордебалета?
Мне очень повезло. Когда я только пришла в театр, Юрий Валерьевич сразу мне сказал, что официально я буду в кордебалете, но мне уже будут давать сольные партии. Спасибо ему большое за это и за доверие, потому что он понимал, что на этот период времени я уже могла танцевать в сольной партии.
Откройте завесу тайны, как солистка становится примой, и что, возможно, было основным моментом в этом лично для вас?
Это такой интересный вопрос. Конечно же, здесь все зависит от руководителя, насколько он видит, но и от артиста, до какого уровня он дошел и насколько он продолжает развиваться в профессии.
А есть ли у вас главная или любимая партия?
Не могу выделить любимую партию, потому что они все для меня любимые. Как артистка, в каждом образе, в каждой роли я частичку своей души передаю, и они все мне близки. Каждый образ я проживаю. Мне безумно нравится Джульетта, как она развивается от маленькой девочки. Дальше ее первая любовь. Насколько она самоотверженно идет на путь к любви, что даже к какой трагедии это приводит. Но она не боится этого. И кардинально другое – это Китри: энергичное, зажигательное. Здесь идет легкая история, юмор, но она тоже любимая. Поэтому мне очень сложно выделять какие-то партии, потому что они всегда проходят через меня.
В декабре прошла премьера балета «Анюта». Критики высоко оценили вашу работу. Вы поработали с Васильевым и исполнили партию Максимовой. Эти величины в балете что для вас значат?
Я помню еще свои впечатления, когда в академии мы смотрели разные записи. Для нас был всегда самый любимый дуэт, дуэт номер один – это Васильев и Максимова. Очень часто даже оставались после урока в залах и пытались повторить какие-то элементы, какие-то танцы. Конечно же, для нас они были настоящими звездами. Когда мне посчастливилось поработать с Владимиром Викторовичем, у меня на первых репетициях даже перехватывало дыхание от эмоций и от моментов, как он рассказывал, с каким смыслом. Конечно же, музыка Гаврилина, которая просто льется. Настолько интересно поставлена хореография, что мне кажется, она является продолжением музыки. Когда мы работали, мы вдохновлялись и пытались, насколько это возможно, повторить, добавить и свои внутренние эмоции. Самое прекрасное, что этот балет живет. Он продолжает существовать не только на сцене Мариинского театра, но еще и в других городах. Мне кажется, это самое важное.
У вас есть кумиры? Или теперь уже пора равняться на вас?
Кумиры вокруг меня всегда. Я восхищаюсь каждым партнером и каждым артистом, которые не только наши звезды, тоже фантастические примы, премьеры, но ведь каждый артист, он очень важен. В спектакле очень многие приносят свою душу. Очень чувствуется, когда ты выходишь на спектакль, пробегаешь через ребят, которые танцуют Сегидилью, и видишь их глаза, и от этого тоже заряжаешься. Ведь ребята, которые танцуют в кордебалете, у них сложный график, каждый день на сцене. Я преклоняюсь перед ними, как они это выдерживают и с такой энергией, с драйвом выходят каждый день на спектакль.
Чего боится прима-балерина и волнуется ли она, выходя на сцену?
Когда я была маленькая, мне мама помогала. Она говорила, что есть страх, а есть волнение. Когда есть страх, это очень плохо, потому что страх обычно сковывает. А волнение дает, наверное, больше концентрацию. И все-таки, когда мы выходим на сцену, перед первым выходом всегда присутствует волнение. Даже несмотря на то, что я уже столько лет выхожу на сцену, для меня это уже родное место, но все равно каждый выход, первый особенно, он самый волнительный. На самом деле даже плохо, когда его нет. Ты даже боишься, что что-то может пойти не так. Также больше появляется концентрация, и когда ты выходишь на сцену, всегда идет всплеск адреналина. Мы, конечно же, репетируем, очень много готовимся, но все равно выход на сцену ничто не заменит.
Вы рассказывали, что увлекаетесь рукоделием, и даже иногда ваши изделия попадали на сцену в качестве элементов костюма. А сейчас хватает на это времени? Можем ли мы увидеть ваши дизайнерские решения на сцене Мариинки?
Я всегда любила что-то смастерить руками, например, диадемы, какие-то украшения. Для каждой премьерной партии я готовлю какой-то элемент. Наверное, для меня – это как маленький талисманчик, который будет со мной на сцене и будет мне помогать. Сейчас тоже нахожу время, потому что очень часто бывает после спектаклей еще остается этот адреналин, и ты не можешь уснуть. Получается, полночи я свободна. Вот в этот момент приходит муза, и можно уже что-нибудь придумать.
Статус прима-балерины дает творческую свободу? Вы можете выбирать себе партии сами? Что бы вы хотели исполнить?
Дает ли мне эту творческую свободу? Не могу сказать. В этом плане я всегда еще очень слушаю своих педагогов, и они всегда помогают, направляют и подсказывают, в каких партиях можно себя попробовать реализовать, либо попробовать что-то кардинально другое. Я всегда очень их слушаю. Очень много партий, которые хочется попробовать. Сейчас мне очень нравятся драматические балеты, например, «Анна Каренина», или тот же «Бахчисарайский фонтан». Есть еще большой список.
Я надеюсь, те, кто принимает решение, это тоже услышат.
Я тоже.
Подробнее в сюжете: Гости эфира