11:16 20/09/2024

Капельное орошение и модернизация водохранилищ: как выращивают урожай при нехватке воды на юге Казахстана

Фермеры на юге Казахстана приспосабливаются к нехватке воды. Почти половину Жамбылской области занимают пески пустыни Мойынкум. В соседних с пустыней районах внедряют капельное орошение и модернизируют водохранилища, передает корреспондент «МИР 24» Виталий Попов.

На один полив лука Ержан тратит 10 кубометров воды. При традиционной здесь арычной системе ушло бы в три раза больше. В условиях дефицита капельное орошение выгодно для фермеров. Государство стимулирует экономию.

Как страны ЕАЭС обеспечивают продовольственную безопасность?

«Я за раз восемь гектаров поливаю, один раз воду включил. А если арычная будет, гектар даже не сможем поливать. Насос, шланги, капельные ленты, фильтр станции, учетчик на воду государство на 50% субсидирует», – рассказал глава крестьянского хозяйства Ержан Меирбеков.

Главный источник воды для хозяйства Ержана – река Талас. Через несколько десятков километров от этих мест ее русло разделяется на мелкие рукава. Летом река не идет дальше и заканчивается в степях. Здесь начинается Мойынкум – огромная пустыня Южного Казахстана.

С другой стороны пустыню ограничивает река Шу. Ее вода тоже в дефиците. От реки зависят тысячи фермеров в местных поселках. В хозяйстве Жумахана около 120 лошадей и 80 коров. Говорит, места здесь удобные для выпаса. Трава питательная, а зимой морозы редко бывают сильными. Одна проблема – вода.

«В 60 метрах отсюда есть речка, но летом в жаркую погоду она пересыхает. А лошадям надо много воды. В день каждая пьет до 30 литров. Каждые сутки для коров и лошадей уходит три-четыре тонны. Сейчас пришлось пробурить скважину, и воды хватает. Но мы полностью зависим от нее», – пояснил глава крестьянского хозяйства Жумахан Утеулиев.

Сток воды в реку регулирует Тасоткельское водохранилище. В него заходит идущая из Кыргызстана река Шу и скапливаются талые и дождевые воды. Этого едва хватает, чтобы подпитывать русло в период полива полей. Собрать весенней воды можно и больше, но есть риск прорыва плотины. Сейчас строят дополнительный сток, чтобы при излишках воды весной ее уровень можно было регулировать.

«Чтобы больше набирать, нужен катастрофический сброс. У нас идет сброс в Шу по шлюзам только 360 кубов в секунду. Если воды больше придет, мы не справимся. Поэтому и строится катастрофический сброс», – рассказал начальник участка Тасоткельского водохранилища Данияр Анарбеков.

Большинство сооружений Шу-Таласского бассейна построили больше полувека назад. Из-за жаркого климата и устаревшей инфраструктуры потери воды доходят до 40%. Основные системы ирригации в Казахстане планируют привести в порядок за ближайшие шесть лет.

«Строительство 20 водохранилищ, реконструкция 15 водохранилищ, модернизация 14 километров каналов. Это огромные цифры, работа не одного года», – отметила заместитель председателя комитета водного хозяйства Министерства водных ресурсов и ирригации Казахстана Гульмира Имашева.

Реки Шу-Таласского бассейна питают больше трех миллионов человек. Жизни и благополучие этих людей зависят от экономии и бережного использования этого ресурса.