Сколько их – самобытных, очаровательных, с историей – малых городов, разбросанных по России? Звенигород. Этот живописный подмосковный городок был прославлен с легкой руки писателя и прозаика Чехова, великих художников-пейзажистов Саврасова и Левитана, кинорежиссеров Рязанова и Тарковского. Корреспондент MIR24.TV отправилась в излюбленный край знаменитостей, чтобы подготовить туристический маршрут по следам людей искусства.
Предположительно Звенигород возник в одно время с Москвой. В связи с этим некоторые исследователи полагают, что основан он был Юрием Долгоруким. Москва и Звенигород больше чем просто ровесники: они словно два города-брата. Недаром владели ими братья, сыновья московского князя Дмитрия Донского: Москвой – первый, старший, Звенигородом – младший, второй.
«Звенигород во многом сохранил свое изначальное положение – географическое и рельефное. Звенигород был основан на холмах, но даже спустя более 800 лет рельеф города почти не изменился», – рассказывает экскурсовод Звенигородского музея-заповедника Сергей Флегонтов.
«Звени – город». Именно такое название можно встретить во многих общественных местах уютного городка: в парках, скверах и на пешеходных улочках. Как же возникло название города? Об этом до сих пор ходят жаркие споры.
По одной версии – его соотносят со звоном знаменитого монастырского колокола, который первым встречал вражеские набеги и звоном предупреждал Москву об опасности. Но город основали намного раньше, чем появился монастырь. По другой – звон колокольчиков слышался нашим предкам в журчании Москвы-реки: по аналогии с журчанием и со звоном воды и появилось название. Самую правдоподобную версию экскурсовод связывает с южными Звенигородами, которые располагались в Галицкой земле и под Киевом: эти названия, скорее всего, и завезли племена вятичей.
В Звенигороде можно увидеть одну из самых красивых церковных обителей – Саввино-Сторожевский монастырь. К слову, окрестности возле обители за живописные холмы и особенную природу называют «Русским Барбизоном» или «Русской Швейцарией».
Основал монастырь в 1398 году преподобный Савва – один из первых учеников Сергия Радонежского. Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и всячески покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного, вернулся победителем.
«Расцвет монастыря приходится на середину XVII века, когда царь Алексей Михайлович Романов избирает его собственным царским богомольем. Если говорить в целом, то современный облик монастыря – это облик, который придал ему именно Алексей Михайлович. Большинство его зданий – это здания середины XVII века. Монастырь является одним из самых посещаемых монастырей и входит в первую тройку святых обителей России, наряду со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой и Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским монастырем», – отметил Сергей Флегонтов.
При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей. В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, привилегии и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II.
«Почему паломники сюда приезжают со всей страны? Савва Старожевский – один из самых известных учеников Сергия Радонежского и почитаемых святых среди прихожан. У монастыря богатая история и отлично сохранившийся древний архитектурный ансамбль, который создавался на протяжении пяти веков», – подчеркнул экскурсовод.
Собор Рождества Богородицы – один из древнейших на московской земле храмов, возведенный в 1405 году, и единственный открытый для паломников на территории монастыря. Собор является уникальным памятником монументальной живописи. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV веку и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XIX века.
На территории старинного монастыря расположены Царицыны палаты. Они были построены для богомольных приездов в монастырь первой супруги царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны. Центральная часть здания с массивным крыльцом, украшенным белыми колоннами, предназначалась самой царице, в боковых пристройках располагалась прислуга августейшей особы.
Одноэтажный царский особняк является подлинным украшением монастырской обители. Первоначально палаты называли «хоромами царицы». В 1846 году в первом издании, посвященном истории монастыря, они обозначены как «Царские чертоги государыни Марии Ильиничны». Современное понятие «Царицыны палаты» вошло в употребление лишь в 1920–1940-х.
В палатах действуют две постоянные музейные экспозиции: «Древний Звенигород» – краеведческая выставка и «Покои боярыни XVII века» – интерьерная. Первая включает редкие археологические находки и предметы быта: посуду и церковную утварь, антикварную мебель, изделия народного промысла, старинные книги и иконы, чей возраст насчитывает 300 лет. Вторая – рассказывает о жизни русской знати XVII века. Третья экспозиция – временная – совместный проект с Коломенским музеем.
«Выставка «Путешествие Адама Олеария в Московию» демонстрирует взгляд иностранца на незнакомую страну, в которой многое удивляет и поражает. В экспозиции представлены старинные книжные издания, терракотовые и глазурованные полихромные изразцы, применявшиеся в украшении фасадов и интерьеров зданий, иконы и резные деревянные элементы церковного убранства», – уточнил Сергей Флегонтов.
В километре от Саввино-Сторожевского мужского монастыря находятся скит и святой источник преподобного Саввы. Для молитвенного общения с богом преподобный часто удалялся в глубокий овраг, где и выкопал позднее пещеру.
Скит и Никольскую церковь возвели в 1860-х годах на средства фабриканта Павла Цурикова. А его архитектурный ансамбль окончательно сложился только к началу XX века.
«Преподобный Савва не был полным затворником, в пещере он проводил только какую-то часть времени. Для мирян входа в скит нет, но есть возможность посетить пещеру», – рассказывает Сергей Флегонтов.
Звенигород знаменит тем, что здесь некоторое время жил и работал Антон Павлович Чехов. Городок будущий писатель посещал практически на протяжении всей своей жизни. На улице Лермонтова сохранился дом, в котором Чехов жил в 1884-м, а также бывшее здание земской больницы, в которой Чехов работал после окончания Московского университета и исполнял обязанности земского врача, замещая заведующего больницей.
«Впервые в Звенигороде Чехов побывал в 1881 году, когда был студентом медицинского факультета Московского университета. Он практиковал в больнице в городе Воскресенске и 11 августа пришел в Звенигород пешком в компании друзей, – уточняет Сергей Флегонтов. – На обратном пути друзья зашли в городскую больницу, где жил общий знакомый врач Персидский. Видимо, встреча была шумной. На этот шум пришел городской городовой, составил протокол на Персидского. Позднее на основе этого происшествия Антон Павлович напишет свой знаменитый рассказ «Унтер Пришибеев».
Дальнейшие визиты Чехова в Звенигород были связаны с разными причинами. В 1884-1885 годах он замещал своего друга и коллегу Сергея Успенского, который занимался строительством здания новой городской больницы. А Чехов в это время замещал его в качестве звенигородского земского врача и принимал пациентов.
Здание местной городской больницы сохранило черты «чеховских времен». Именно на ее открытии в 1885 году присутствовал Антон Павлович и, более того, даже участвовал в посадке аллеи лиственниц, которыми можно и сегодня полюбоваться. В память о врачебной работе великого русского писателя Звенигородской больнице в 1944 году присвоили имя Чехова.
Антон Павлович в Звенигороде часто навещал знакомых, приезжал в городок как дачник. Последний его визит – 23-24 июня 1903 года. В письме к сестре Марии он даже напишет комплимент городу: «Был в Звенигороде, там очень хорошо…».
Сквер «Липа Чехова» – еще одна точка притяжения. Всего два года назад в сквере сделали тропинки, высадили липу и установили мемориальную лавочку в память о писателе. Молодое дерево посадили рядом со своей предшественницей – раскидистой липой, в тени которой, согласно городской легенде, любил отдыхать Антон Павлович. Это знаковое место украшено цитатами из произведений русского писателя.
В далеком прошлом Звенигород располагался там, где сегодня огромный пустырь, с четырех сторон окруженный валами с соснами. Для большинства это место известно под названием Городок. К сожалению, до нашего времени от него почти ничего не осталось. Но есть одна особенность: белокаменный Успенский собор. Предположительно, он был построен в 1390-х годах, а потому старше него – только те самые валы.
Первоначально Звенигород ничем не отличался от своих современников, кроме защитных функций. А расцвет города пришелся на XIV-XV века – период правления Юрия Звенигородского.
Именно при нем город существенно расширился: появились посады, монастырь и каменные храмы, сохранившиеся по сей день. Город стал важным торговым и политическим центром. Но все это продлилось только в период его правления. После Звенигород вновь превращается в тихий, скромный, уездный городок. Жители города еще некоторое время живут в центре, то есть на Городке, но уже в XVI-XVII веках население переходит в бывшие посады. С бывших посадов и начинается развитие современного Звенигорода, центральными улицами которого стали Московская, Украинская, Почтовая, Фрунзе.
В центре этого музея под открытым небом эффектно возвышается Успенский собор, который называют собором на Городке. Сложенный из белого камня одноглавый храм отличается тщательной декоративной разработкой и по архитектурному мастерству и изысканности принадлежит к лучшим образцам раннемосковского зодчества.
Известен Успенский собор тем, что у него сохранились оригинальные росписи начала XV века, авторство которых приписывают преподобному Андрею Рублеву. Эти произведения древнерусского искусства обнаружили при реставрационных работах.
Звенигород тесно связан с русской культурой. Здесь жили и создавали свои произведения знаменитые писатели Антон Чехов и Михаил Пришвин, а московские пейзажисты вдохновлялись местными красотами. Предположительно, одним из первых в Звенигороде побывал основатель «пейзажного настроения» Карл Рабус, потом его ученик Алексей Саврасов, а далее уже ученики Саврасова: Исаак Левитан, Константин Коровин, Константин Крыжицкий, Алексей Степанов. Практически все художники второй половины XIX века.
Негласно Звенигород называют киностолицей Подмосковья. Здесь частенько проводили свое свободное время знаменитые режиссеры, операторы и сценаристы. В городе и окрестностях было снято немало легендарных фильмов. Это знаменитые «Война и мир» Бондарчука, «Солярис» Тарковского, «Невероятные приключения итальянцев в России» Рязанова, «Бег» Алова и Наумова.
«Самый ранний из эпохи немого кино – «Отец Сергий» Якова Протазанова. Эпизоды пребывания главного героя в монастыре снимали в Саввино-Сторожевском монастыре. Вообще благодаря своей исторической и архитектурной уникальности в монастыре снимали самые различные эпизоды: штурм кавалерии в фильме «Бег», «Милостивые государи» с Муравьевой и Яковлевым, «Василий Суриков», из новых киноработ – «Годунов» и «Грозный», – рассказал Сергей Флегонтов.
В Саввинской слободе снимали взрыв на бензоколонке из «Невероятных приключений итальянцев в России», здесь же – у моста через реку Сторожку – был построен дом родителей главного героя фильма «Солярис». Практически полностью снимали в Звенигороде фильм «Неизвестный солдат» и эпизодически – «Стрелец неприкаянный» и «Бумер».
Буквально месяца не проходит, чтобы в Звенигороде не было съемок. Съемочные группы в основном работают на исторических улицах города. Относительно недавно сняли фильм с Юрием Стояновым «Артист с большой дороги».
В Звенигороде родилась великая советская актриса Любовь Орлова. Красота, талант, обаяние, а главное, прекрасный, совсем не звездный характер – это редкое сочетание привело к тому, что Орлову любили все, в том числе и судьба. В городе создан Центр Любови Орловой, где размещаются выставочное пространство и музейная экспозиция актрисы.
Манеж является одним из старейших зданий XIX века в Звенигороде. За свою историю он многократно менял свое назначение и перестраивался: использовался как продовольственные склады для местных купцов, был местом репетиций местного любительского театра, а в 1930-х тут открыли кинотеатр.
В прошлом году манеж стал новой знаковой достопримечательностью: модным и современным выставочным пространством. Постоянная экспозиция «Звенигород. От земли до неба» посвящена истории Звенигорода в контексте галереи судеб выдающихся исторических личностей – святых, монархов, военачальников, художников, писателей, музыкантов, ученых. Все они – создавали его, украшали, сохраняли и популяризировали его сокровища, искали в нем вдохновения или просто отдыхали здесь, воспринимая Звенигород и его окрестности как идеальный уголок мироздания.
Временная выставка «Преображенная природа» приглашает в увлекательное путешествие, где проводниками станут художники разных эпох и направлений. Здесь представлено более 40 произведений признанных мастеров пейзажной живописи из собрания Русского музея и Звенигородского музея-заповедника. Пейзажи Айвазовского, Саврасова, Куинджи, Репина и их учеников и последователей объединены по сюжетам в разделы – «Облака и тучи», «Радуга», «Светлый день», «Рассветы и закаты», «Лунная ночь» и «Стихия воды».
В городе созданы удобные пешие маршруты и тематические зоны. Всем гостям обязательно нужно отправиться на прогулку по Московской – главной звенигородской улице, которая до сих пор хранит очарование старинного уездного города. Сергей Флегонтов отмечает, что Московская всегда считалась купеческой улицей. Здесь можно увидеть старинные здания, которые принадлежали купцам, древние храмы и памятники, которые хранят воспоминания о прошлом.
Улица Почтовая расположена параллельно Московской. Эта тихая тенистая улочка до революции носила название Таракановской. И буквально все дома, которые здесь встречаются туристам, – это дома с историей. На Почтовой сохранились памятники архитектуры: старинные деревянные домики, каменное здание бывшей Земской управы, почтовое отделение, которое с 1907 года находится в двухэтажном провинциальном доме в форме эклектики, женская прогимназия и мещанские усадьбы.
На звенигородских улочках можно встретить и различные тематические граффити. Благодаря этому восприятие города меняется, а сами дома становятся некими арт-объектами. Рисунки на зданиях подчеркивают историческую миссию Звенигорода.
В самом сердце города расположен городской парк – уютный сквер, созданный еще в советское время. Неподалеку – уникальный для подмосковных городов ландшафт – Малиновый овраг. Он находится в самом историческом центре и соединяет четыре старых района Звенигорода: Городок, Красную (Конюшенную) гору, Солдатскую слободу и Нижний посад.
…Роскошные пейзажи, бесконечный простор, удивительная тишина и покой неизменно приводят в восторг даже искушенных, немало повидавших путешественников. Осенний Звенигород – это время художников и фотографов, время неспешных прогулок, время любования домами с резными наличниками и отзывающимися в сердце колокольными звонами.
Подробнее в сюжете: Туризм и отдых
Читайте также: