Две тонны мусора собрали эковолонтеры на знаменитой горе Белуха на Алтае. Как проходила акция по очистке объекта природного наследия ЮНЕСКО, телеканалу «МИР 24» рассказал основатель волонтерского движения «Мусорная лавина» Евгений Егоров.
Само по себе название «Мусорная лавина» – это что-то устрашающее. Действительно, неужели на горе, которая для Алтая является жемчужиной природы, набралось две тонны мусора? Откуда он там?
Гора притягивает к себе туристов, и это называется антропогенная нагрузка, и она только возрастает по причине большого количества людей, которые хотят увидеть эту жемчужину Сибири – гору Белуха. И они просто идут туда, а с собой несут мусор. Устрашающее название? Я бы так не сказал, потому что «Мусорная лавина» – это суть нашего движения. Это спуск мусора с горы вниз.
Я читал, что вы вытащили 150 мешков мусора. А что он из себя больше представляет? Какие-то бутылки, фантики или что это?
Фантики вряд ли. Чаще всего это консервные банки, банки от газовых баллонов, пустые канистры. А также пластик, и, не поверите, стеклянные банки от солений.
Не лень людям на гору такое на себе тащить.
Да, тяжело, но, видно, очень хочется съесть соленый огурчик или что-то такое.
На природе.
Да.
Получается, эти две тонны – это один туристический сезон?
Совершенно верно. Мы 4 года уже проводим эту акцию. И спустили вниз уже более 12 тонн. Наша статистика говорит о следующем, что каждый год в среднем турист приносит от полукилограмма до килограмма мусора. Была старая советская парадигма: что не можешь унести с собой, сожги или закопай. Но в природных парках запрещено разжигание костров, там нет дров. И эти банки, которые якобы должны обжигаться в кострах, они гниют по 10−15 лет, и ничего не происходит. Мы находили сардины 1984-го года выпуска. На банке было написано: «Сардины произведены в 1984-м». С ней ничего не случилось, ничего. Поэтому мы считаем, что так делать нельзя.
Слушайте, 150 мешков. Мне сложно представить такой караван носильщиков, который эти мешки тащит вниз. Это же по воздуху оттуда убирали?
Да, единственное, как мы можем это убрать, действительно по воздуху. То есть это только вертолеты Ми-8, которые битком забиты мешками, потому что там тоже невозможно спрессовать весь мусор. И для того, чтобы вывезти эти две тонны, нам потребовалось два борта, полностью забитых мусорными мешками с ног до головы. Мы даже лежали там на мусоре, потому что негде было разместиться в кабине.
Вряд ли экипажи этих Ми-8 думали, что они будут водителями таких летающих мусоровозов. Опять же, спустить мусор с горы – это полбеды, а дальше его куда?
Дальше, благодаря местным властям, мы отправляем его на свалку. Приезжают самосвалы, мы загружаем туда этот мусор, и он отправляется на ТБО. Такая вот судьба.
Местные власти, в принципе, участвуют?
Конечно. Слава богу, что нет безразличных людей, потому что Белуха – это для многих гора непростая. Это не просто туристическая мекка Алтая, это очень важное место, сакральное в том числе, хочется, чтобы оно оставалось чистым. И губернатор, и правительство Республики Алтай, и местные муниципальные власти это поддерживают. Мы очень счастливы, что это находит отклик. И компании, находящиеся на территории Алтая, тоже учувствуют.
То есть бизнес тоже участвует?
Да, бизнес участвует, потому что понимает свою социальную ответственность, поскольку бизнес тоже развивается, и он часто бывает связан с туризмом или с продажей каких-то товаров для туристов. Поэтому социальная ответственность очевидно обязана быть.
Там не только социальная ответственность. Если гору в итоге, извините, загадят так, что некуда будет ступить, на нее же ездить никто не будет, и все, и туризм на этом закончится.
Поэтому оттуда и истоки нашего волонтерского движения. Наш девиз «Чистая гора – чистая совесть!». И мы декларируем такой принцип: что ты принес, унеси с собой. Только при таком действии гора действительно останется чистой и будет привлекать туристов. И просто будет приятно там находиться.
А давайте чуть подробнее о том, какими силами, сколько человек было задействовано. Кто эти люди и откуда активисты?
Активисты у нас приезжают со всех регионов России. У нас очень обширная география: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Архангельск, Сибирь, Барнаул, Новосибирск, Кемерово, Томск, Бийск, Республика Алтай в том числе. И в акции участвуют примерно от 15 до 20 человек. В этом году было 14. Достаточно мобильная группа, каждый собирает около 10 мешков мусора. Мы выбираем разные места загрязнения, в основном это туристические тропы. Поэтому это отзывчивые люди от 18 до 64 лет, которым не все равно. С ними интересно общаться.
Если кто-то сейчас послушает нас и скажет, что я тоже хочу в следующем году поучаствовать? Как, куда, что, где искать?
А регистрация на конкурсной основе? Нужно пройти комиссии, экзамены, медицинский осмотр?
И в том числе, потому что нужно тоже понимать, что все-таки это достаточно серьезная нагрузка. Мы два дня поднимаемся наверх, а это тяжело. И ты еще несешь с собой свой рюкзак весом порядка 20 килограммов. Примерно пять дней мы собираем мусор, сортируем, взвешиваем его в разных погодных условиях. Бывает и дождь, и снег, и жара.
Это горы, там в любом случае погода меняется. Кстати, для не знатоков, напомните, Белуха какой высоты?
4605 метров. А мы убираемся на высоте 2−2,5 тысячи метров.
Для неподготовленного человека 2,5 тысячи метров – это достаточно серьезно. Но ученые говорят, что, несмотря на все усилия, количество мусора, и в том числе в таких туристических местах, с каждым годом все больше и больше. Что с этим делать? Ограничивать туристические потоки? Вводить какие-то правила? Людей как-то обязывать, чтобы они за собой убирали?
Я считаю, что, безусловно, так и нужно поступить. Нужно пересмотреть правила в зависимости от конкретной локации. И действительно, эти правила должны быть очень простые, что турист не должен за собой просто ничего оставлять. Соответственно, есть очень простые методики, которые позволяют на входе, открыв багаж, поставить некие метки или QR-коды, и, соответственно, на выходе ты должен их сдать. А если ты не сдал, тогда, будь добр, заплати достаточно серьезный штраф. Оплати уборку. Мы сейчас посчитали, и вы представляете, что просто спуск мусора, даже не утилизация, а просто спуск мусора вниз обходится в 500 рублей за один килограмм. Это просто спуск.
Золотой мусор получается.
Да, получается, золотой. И почему тогда туристы не платят за спуск этого мусора, например? Это просто мусор, помимо другой нагрузки.
От себя напомню, что Белуха – это не просто какая-то гора, а она входит в списки ЮНЕСКО. Это же еще для местных народов и священное место. Там ходить разрешается далеко не каждому. И превращать его там наверху в свалку, это не то, чем должны заниматься люди.
Совершенно верно. Но там нет такой, как вы говорите, свалки. Это не свалка, там все чисто. Это прекрасная великолепная гора. Там не все завалено мусором.
Но там сейчас чисто, спасибо вам, вы убрались. А давайте года три-четыре не проведем эту акцию и посмотрим, что там наверху будет.
Каждый год будет плюс-минус полторы-три тонны добавляться.
И, в конце концов, сама гора станет чуть выше за счет накопившегося мусора.
Вероятно, да.
На ваш взгляд, если совсем широко смотреть не только в отношении Белухи, а вообще в отношении любой другой популярной достопримечательности, глобально мы можем сейчас что-то сделать?
Можем. Мы это и делаем.
Мы говорили о том, что нужно принять правила, законы, может быть, проверять, что несет человек, чтобы он за собой это выносил. Но для этого надо действительно новые законы принимать. А прямо сейчас что можно сделать?
Прямо сейчас можно сделать общественные патрули и патрулировать территорию, и, главное, объяснять людям, что такое туристический туалет, как можно мусор забрать с собой, что для этого необходимо. На самом деле простая популяризация, пропаганда нормальных общих нравственных правил. Мы же дома у себя не сорим.
Но не ко всем людям это относится, да?
Не ко всем, да. Но это основа, некая базовая история, что мы должны жить в чистоте, вряд ли кто-то любит жить в грязи. Отнесись к этому так же, как к своему телу, к своему дому, к своей стране и к природе.
Подробнее в сюжете: Экологические проблемы