07:00 28/09/2024

«Алхимия чувств ни разу нас не подвела»: как Софи Лорен и Марчелло Мастроянни стали самой красивой парой мирового кино?

imago images / United Archives\TASS

28 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Марчелло Мастроянни – человека из той плеяды европейских актеров, которым посчастливилось работать с лучшими режиссерами в золотой период мирового кинематографа. Среди них – Лукино Висконти, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Пьетро Джерми, Витторио Де Сика. Он провел годы с Катрин Денев, которая родила ему дочь, и снялся в 12 фильмах с Софи Лорен, не считая небольших эпизодических ролей.

Мастроянни и Лорен прославились как один из самых известных кинодуэтов. Он – статный красавец, чей вкрадчивый голос и меланхоличный взгляд с поволокой покорили не одно женское сердце, она – настоящая роковая женщина с повадками дикой кошки, соблазнительными формами и необыкновенными глазами, которые гипнотизировали даже через экран. О любовной связи двух ярких звезд итальянского кино судачили, хотя сами актеры упорно все отрицали. Как бы то ни было, на экране Софи Лорен и Марчелло Мастроянни были блистательной парой, а для советских зрителей их дуэт стал олицетворением самой Италии. 28 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Марчелло Мастроянни, и MIR24.TV рассказывает необычную историю тандема Мастроянни и Лорен.

Смотрите в субботу, 28 сентября, х/ф «Вчера, сегодня, завтра» (Италия, Франция, комедия, 1963) в 23:55 на телеканале «МИР». Режиссер: Витторио Де Сика. В ролях: Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Альдо Джуффре, Агостино Сальвьетти и др.

Мальчик, сбежавший от нацистов

Они оба происходили из простых семей, все детство и юность трудились, чтобы заработать на кусок хлеба, и могли бы остаться никем не замеченными, если бы не случай. В жизни Мастроянни таким случаем стала встреча с режиссером Лукино Висконти, а в жизни Лорен – знакомство с продюсером (и по совместительству будущим мужем) Карло Понти.

Марчелло Мастроянни родился в небольшой горной деревушке Фонтана-Лири в Апеннинах. Семья, в которой было двое детей, жила более чем скромно. Детство и юность будущего актера прошли в Турине и Риме. Работать Марчелло начал рано – в десять лет. Окончив ремесленное училище, мальчик получил рабочую специальность и отправился на заработки, чтобы помочь семье. В разное время он трудился на стройке, был разнорабочим, помогал лавочникам разгружать товар, делал чертежи на заказ и даже успел поработать бухгалтером. В кино Мастроянни дебютировал в 11 лет: чтобы заработать хоть несколько лир, мальчик снялся в массовке. Но актерская карьера не привлекала его – Марчелло мечтал стать архитектором.

Юность Мастроянни пришлась на расцвет нацизма в Италии. Когда началась Вторая мировая война, юноша попал в трудовой немецкий лагерь. К счастью, ему удалось сбежать. Некоторое время Марчелло скрывался в Венеции, а после войны вернулся в Рим, где устроился клерком. Мастроянни продолжал идти к своей мечте стать архитектором: еще во время войны он поступил в Римский университет на строительное отделение, а позднее устроился в Военный географический институт. Но сама судьба уготовила для него нечто большее.

Еще учась в университете, Марчелло стал играть в спектаклях студенческого театра, который считался одним из сильнейших в Риме. Там он познакомился с Джульеттой Мазиной, будущей женой Федерико Феллини. В 1945 году Мастроянни начал брать уроки актерского мастерства и пытался пробиться в кино. В молодости Мастроянни доставались роли простых парней «из народа» – крикливых, шумных, бедных, но искренних и страстных. Одним словом, он играл самого себя. Одна из лучших картин того раннего периода – «Дни любви», где его партнершей стала пятнадцатилетняя Марина Влади. Но до большой славы было еще далеко.

Возможно, Мастроянни так и играл бы всю жизнь в любительском театре и довольствовался небольшими ролями неотесанных героев-любовников, но все изменила одна встреча. Однажды молодой актер попался на глаза режиссеру Лукино Висконти. Тот разглядел в нем большой потенциал и пригласил в свой театр «Элизе». Что привлекло такого мэтра, как Висконти, в малоизвестном актере, который с трудом мог произнести простейшую реплику – до сих пор остается загадкой. Скорее всего, режиссером руководила его природная интуиция и удивительное чутье на таланты. После знакомства с Висконти жизнь Мастроянни круто изменилась. Он бросил учебу и полностью погрузился в работу в театре.

Именно Висконти раскрыл Мастроянни как серьезного актера, причем не только в театре, но и в кино. В фильме «Белые ночи», снятом по одноименной повести Достоевского, Мастроянни впервые предстает в новом для себя амплуа. Он больше не простой парень, цепляющий женщин лишь красивой внешностью. У Висконти он – утонченный меланхоличный интеллигент. Сдержанный, загадочный и отрешенный – именно таким зритель запомнит Марчелло Мастроянни. Впоследствии эта сосредоточенная, но при этом несколько эксцентричная манера игры Мастроянни сделала его одним из самых востребованных актеров не только итальянского, но и мирового кинематографа.

После успеха «Белых ночей» на Мастроянни обратил внимание Федерико Феллини. Именитый режиссер высоко оценил игру актера и пригласил его на съемки. Плодотворный союз Феллини и Мастроянни подарил миру такие киношедевры, как «Восемь с половиной» (1963), «Рим» (1972), «Джинджер и Фред» (1986) и др. Их первая совместная работа «Сладкая жизнь» (1960) принесла Мастроянни славу европейского масштаба. После выхода фильма на экраны за ним окончательно закрепилось амплуа разочаровавшегося в жизни интеллигента. Но на мировой уровень его актерскую карьеру вывел другой режиссер – Витторио Де Сика. Именно он познакомил Мастроянни с восходящей звездой итальянского кино – Софи Лорен.

Фото: Imago/TASS

От «Жердочки» до секс-символа Италии

Ее настоящее имя – София Виллани Шиколоне. Будущая актриса родилась в Риме в 1934 году – на десять лет позже Марчелло Мастроянни. Мать Софии, Ромильда Виллани, всю жизнь прожила в маленьком рыбацком городке Поццуоли близ Неаполя. Мечтая стать певицей или актрисой, она приехала покорять столицу Италии. Там девушка познакомилась с красавцем Рикардо Шиколоне, у них завязался роман. Узнав о том, что Ромильда ждет ребенка, Рикардо признал себя отцом, но жениться отказался. Поэтому сразу после рождения дочери Ромильда вернулась в родные края. Детство и юность Софии прошли в Поццуоли. Из-за ее высокого роста и худобы ей дали прозвище «Стеккетто», что значит «Жердочка». Однако со временем именно ей суждено было покорить сердца миллионов мужчин по всему миру.

Свой путь к славе София начала с подиума. В возрасте 14 лет девушка приняла участие в местном конкурсе красоты. Несмотря на то, что победила другая конкурсантка, Шиколоне и еще 11 девушек были отобраны для прохождения кастинга в Риме. Два года спустя на итальянском конкурсе красоты София получила титул «Мисс Элегантность». Это звание члены жюри придумали специально для того, чтобы поощрить восхитившую их девушку. Но первое место в очередной раз ускользнуло от Софии.

Не везло Шиколоне и в кино. Поначалу ей предлагали только роли в массовке или в эротических сценах. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, в молодости София подрабатывала фотомоделью. Наконец, в 1952 году удача улыбнулась итальянке: она заняла второе место на конкурсе красоты «Мисс Рим». Но гораздо более судьбоносным событием для Софии стало знакомство с продюсером Карло Понти, который впоследствии стал ее мужем. Понти был на 22 год старше своей избранницы и вдобавок женат, а получить развод для католика в то время было не так просто. Поэтому влюбленные отправилась в Мексику, где тайно поженились.

Понти стал снимать Софию в своих картинах, где она в первое время играла довольно однотипные роли сексуальных соблазнительниц. Шиколоне, аппетитные формы и осиная талия которой сводили с ума мужчин, а женщин заставляли зеленеть от зависти, щеголяла в откровенных нарядах, а в некоторых фильмах ее можно было увидеть и топлес. Ярким примером работ того периода является картина «Торговля белыми рабынями», где Софии досталась совсем небольшая роль. В титрах она указана как София Ладзаро, но со временем Понти убедил ее сменить псевдоним на Ло́рен – по аналогии с именем популярной в те годы шведской актрисы Марты То́рен. Так на свет появилась звезда Софи Лорен.

К середине 1950-х Лорен превратилась в одну из самых востребованных итальянских актрис и стала национальным секс-символом. В 1954 году на экраны вышел фильм «Аттила» совместного производства Италии и Франции, где София сыграла в паре с Энтони Куинном. Это была ее первая работа, вышедшая в прокат за пределами Италии.

И вновь, будто волшебник из сказки, на сцене возник Витторио Де Сика. Он пригласил Лорен сняться в своем фильме «Золото Неаполя», где она сыграла жену торговца пиццей, которая изменяет ему с молодым любовником. Роль страстной, вспыльчивой, энергичной женщины из народа вернула Лорен в родную стихию, ведь она все детство провела в окрестностях Неаполя и впитала в себя дух этого города и его обитателей. Поэтому неудивительно, что именно эта работа впервые привлекла к ней внимание серьезных кинокритиков.

Помимо смены псевдонима, Понти внес еще несколько существенных изменений в образ Лорен. Он помог актрисе избавиться от неаполитанского акцента, привил вкус к классической литературе, изменил стиль макияжа. Оказывается, даже знаменитую фирменную походку с покачиванием бедер Софии поставил ее супруг! Единственное, что актриса категорически отказалась менять в себе – это форму носа (Понти предлагал ей сделать пластическую операцию).

После выхода «Аттилы» и «Золота Неаполя» последовало множество фильмов, в которых Лорен – не без участия Де Сики, которого она всегда считала своим «крестным отцом» в кинематографе – смогла в полной мере раскрыть свой актерский талант. Ее партнерами по съемочной площадке становились такие звезды, как Чарли Чаплин, Кэри Грант, Грегори Пэк, Роберт Олтмен, Жан-Поль Бельмондо, Кларк Гейбл и многие другие. Но все же самый крепкий творческий союз сложился у Лорен с Марчелло Мастроянни. Причем неразрывные узы, которые многие принимали за очередную интрижку (что в мире кино совсем не редкость, особенно учитывая любвеобильный нрав Мастроянни), связывали их на протяжении всей жизни – как в кино, так и за кадром. Но это было больше, чем любовь.

Любовь лишь на экране

Официально их первым совместным фильмом была лента «Сердца над морем» режиссера Джорджо Бьянки. Однако знаменитый дуэт «Лорен-Мастроянни» тогда еще не родился: в фильме Марчелло сыграл одну из главных ролей, а юная София исполнила крошечную эпизодическую роль девушки в ресторане. По-настоящему они встретились на съемках картины Витторио Де Сики «Вчера, сегодня, завтра». Этот фильм состоит из трех несвязанных между собой новелл, в каждой из которых Лорен и Мастроянни играют влюбленную пару. В первой новелле они – простые люди из Неаполя: бедные, вспыльчивые, крикливые – словом, типичные итальянцы. Лорен играет торговку контрабандными сигаретами, которая, чтобы избежать ареста, снова и снова беременеет и рожает детей, отчего ее муж впадает в настоящее отчаяние.

Вторая новелла рассказывает о богатой избалованной дамочке из Милана, которая заводит роман с мужчиной весьма скромного достатка. Их отношения рушатся после несчастного случая: когда героиня Лорен решает бросить все и уехать вместе с возлюбленным, ее автомобиль едва не сбивает ребенка. Но девушка нисколько не переживает о состоянии мальчика – ее волнуют лишь вмятины на новеньком Роллс-Ройсе. Только тогда герой Мастроянни осознает, что перед ним – глупое, меркантильное создание, которое ценит собственный комфорт больше человеческой жизни.

Третья новелла считается самой известной – в основном благодаря пикантной сцене стриптиза с Софи Лорен. Здесь она исполнила роль женщины легкого поведения, которая живет в роскошных апартаментах в Риме. По соседству с красавицей по имени Мара живет студент духовной семинарии. Он влюбляется в Мару и свято верит в то, что она – всего лишь мастер маникюра, к которой ходит много клиентов. Сначала все это забавляет девушку, но вскоре она понимает, что студент настроен серьезно и хочет ради нее бросить учебу. Тогда Мара решает дать обет целомудрия, но как раз в этот момент к ней приезжает любовник из Болоньи (Мастроянни), изголодавшийся из-за долгой разлуки...

У каких бы режиссеров они ни снимались, на съемках между Лорен и Мастроянни всегда бушевала невероятная страсть. Вот как сама Лорен вспоминала об их первой встрече:

«Как только мы встретились на съемочной площадке, между нами как будто пробежала искра. Мы все почувствовали единение. То же чувство юмора, тот же ритм, та же философия жизни, немного циничная ирония. Мы делали наши роли, повинуясь инстинкту».

Все вокруг знали, что Мастроянни не был верен своей жене Флоре Карабелле. Женщины любили Марчелло, а он отвечал им взаимностью. Актеру приписывают романы с такими звездами, как Джулия Эндрюс, Ширли Маклейн, Бриджит Бардо, Лючия Бозе, Клаудиа Кардинале, Моника Витти, Стефания Сандрелли и многими другими. Что из этого правда, а что – вымысел, мы уже вряд ли узнаем. Но свою самую большую любовь Мастроянни встретил, когда ему было уже под 50. Ей стала французская дива Катрин Денев, которая родила актеру дочь Кьяру, но так и не согласилась стать его женой.

Что же касается связи с Лорен, то об этом не судачил только ленивый. Да и как можно не поверить в искренность их чувств, когда смотришь такие фильмы, как «Брак по-итальянски», «Подсолнухи», «Куколка гангстера» – страсть и напряжение между их персонажами буквально льются через экран.

Однако в жизни этих двух талантливейших людей своего времени связывало не что иное как крепкая дружба.

«На самом деле двенадцать совместных фильмов оставляют свой след. В первом фильме мне было двадцать лет, а ему тридцать. В последнем – ему семьдесят, мне шестьдесят. А между этим долгая дружба, наполненная теплом и нежностью, которая на съемочной площадке умела вспыхивать страстью, – пишет Лорен в своей автобиографической книге «Вчера, сегодня, завтра. Моя жизнь». – Алхимия наших чувств ни разу нас не подвела. Наш союз – то сексуальный, веселый, то меланхоличный, ироничный, но всегда полный глубоких человеческих чувств – был настолько непредсказуем, что многие задумывались, а нет ли чего между нами. Мы же всегда улыбались и пожимали плечами: «Вообще ничего. Это чудеса кино и жизни».

Сам Мастроянни также неоднократно отрицал, что между ним и Софи было нечто большее, чем дружба и партнерские отношения.

«Женщина, с которой у меня были самые долгие отношения – это София. Наша история длится с 1954 года», – сказал он как-то, отвечая на вопрос журналиста Энцо Бьяджи. А потом уже более серьезно прибавил: «Мне нравится, что София не просто великолепная актриса, но и настоящая личность. Между нами ничего не было. Глубокие чувства: сказать «дружеские» будет слишком банально, потому что это нечто иное».

Фото: Imago/TASS

Советский скандал и дружба длиною в жизнь

После «Сердец над морем» последовали фильмы «Наши времена» и «Жаль, что ты каналья» – обе картины были сняты режиссером Алессандро Блазетти и вышли в 1954 году. Как выразилась в своей книге Лорен, Блазетти «благословил» их с Мастроянни творческий союз, после чего они «попали в руки Де Сики». По словам актрисы, этот режиссер понял их с Марчелло, как никто другой, и получал удовольствие от съемок вместе с ними:

«Это он указал нам путь и ключ к нашей кинематографической любви. Когда эстафетная палочка перешла к Дино Ризи, Джорджо Капитани, а затем к Этторе Сколе и Лине Вертмюллер, а в итоге и к Роберту Олтмену в фильме «Прет-а-порте», мы уже были стреляные воробьи, мы досконально знали друг друга: чтобы играть роли, нам нужно было просто оставаться самими собой. Нам не нужны были репетиции, мы двигались в унисон. У нас выходило все настолько легко, словно у двоих друзей, отправляющихся весной на пикник. «Софи, что скажешь, поехали?».

Дуэт Лорен и Мастроянни обожали во всем мире, и наша страна не была исключением. Пожалуй, помимо культового «Брака по-итальянски» советским зрителям особенно полюбился фильм «Подсолнухи», в съемках которого участвовали представители трех стран – Италии, Франции и СССР. Бразды режиссирования взял в свои руки бессменный спутник Лорен и Мастроянни – Витторио Де Сика. Актеры в очередной раз воплотили на экране образы страстных влюбленных. Молодые Антонио и Джованна без ума друг от друга и после нескольких пылких встреч решают пожениться. Но разразилась война, и Антонио отправляют на Восточный фронт – в далекую холодную Россию. После окончания войны Джованне приходит печальная весть: ее любимый пропал без вести. Однако девушка не хочет верить в то, что Антонио нет в живых, и она отправляется на поиски мужа. Приехав в Советский Союз, Джованна находит Антонио, однако с ужасом обнаруживает, что у него уже совсем другая жизнь и другая семья...

Очень необычно, но при этом органично Софи Лорен и Мастроянни смотрятся на фоне русских пейзажей, а участие в фильме прекрасной советской актрисы Людмилы Савельевой, несомненно, только украшает картину. Правда, в Советском Союзе «Подсолнухи» вызвали настоящий скандал, поскольку в фильме затрагивается тема пропавших на Восточном фронте итальянских солдат. По некоторым данным, многие из них содержались в лагерях, а некоторые женились на русских женщинах и до конца своих дней оставались жить в Союзе, но им якобы запрещали сообщать о себе родственникам на родине.

Кульминационная сцена в фильме – встреча Антонио и Джованны на перроне. Любовный треугольник из Марчелло Мастроянни, Софи Лорен и Людмилы Савельевой в сочетании с потрясающей музыкой Генри Манчини вызывают невероятные эмоции.

Но в арсенале Лорен и Мастроянни – не только мелодрамы. К примеру, в 1975 году Джорджо Капитани снял фильм «Кукла гангстера». В этой криминальной комедии Лорен сыграла проститутку, которая вынуждена работать на итальянского гангстера, который время от времени занимается рэкетом. Фильм получился легким и забавным, а Лорен и Мастроянни в нем все так же красивы и сексуальны, хотя ей на тот момент 41, ему – 51.

Будучи неподражаемо харизматичными и одаренными по отдельности, вместе они сияли еще ярче. В картинах Де Сики Мастроянни чаще всего доставалась роль самовлюбленного эгоиста, легкомысленного ловеласа, безответственного и слабохарактерного, но при этом доброго и чуткого. Лорен же была полной его противоположностью: она была сильной, страстной, упрямой, даже отчаянной. Позднее актриса признавалась, что в сценах ссор она порой перебарщивала, за что ей потом приходилось извиняться:

«Первое, что мне приходит в голову, когда я думаю о Марчелло, это его добродушие. В большинстве историй, в которых мы снимались, он всегда был настоящий молодец, а я агрессивная, ершистая и буйная. После отыгранной сцены, где я набрасывалась на него, я говорила: «Прости, Марчелло, я не хотела. На этот раз я явно переборщила...». А он, как настоящий актер, и не просто как хороший человек, никогда не принимал ничего близко к сердцу. «Ты ведьма, Софи, иди сюда, я тебя обниму. И поцелую».

Мастроянни и Лорен всю жизнь поддерживали друг друга. Она была рядом с ним, когда он переживал тяжелые разрывы с любимыми женщинами, а он помогал ей пережить утрату ребенка, которого она потеряла прямо во время съемок (у Лорен случилось несколько выкидышей, прежде чем она смогла забеременеть и родить двоих сыновей).

Их дружба продолжалась больше 40 лет, до смерти Марчелло Мастроянни – в 1996 году актер скончался от рака поджелудочной железы. Он до последнего не переставал играть: утром ездил на сеансы химиотерапии, а вечером уже давал спектакль.

«Бег к солнцу был бы не таким ярким и приятным, если бы не Марчелло. Его нежный взгляд, добрая улыбка всегда сопровождали меня, вселяя уверенность, радость и кучу других эмоций, – признавалась Софи Лорен. – Наша дружба не нуждалась в словах. Мы понимали друг друга с первого взгляда, с первого жеста, мы по очереди подбадривали друг друга. Мы никогда не ругались, никогда не жаловались друг на друга, не требовали чего-то такого, чего другой не хотел бы делать».

Вероятно, та общность, которая была между ними, и стала причиной их невероятного успеха. В жизни Лорен и Мастроянни было множество партнеров, но оба признавались: ни с кем другим не получалось играть так легко и свободно.

«Если хорошенько подумать, то, наверное, наш секрет заключался именно в той естественности, которая отражала каждодневную жизнь, надежды и недостатки обычных людей, то обедневшую, мелкобуржуазную Италию, то снобистскую и высокопоставленную, в которой публика могла узнать себя, – размышляет Лорен. – В то же время мы обращались к широкой гамме человеческих чувств, свойственных абсолютно всем, которая была обращена ко всему миру, неся за собой тот особый «Italian way of life» – «Итальянский стиль жизни», который благодаря своей ироничности преодолевал любые национальные границы».