На этой неделе исполнилось 90 лет Олегу Басилашвили. Его любили, но называли главным подлецом советского кино. Корреспондент «МИР 24» Анастасия Стурова выяснила, что сам народный артист хотел быть не красавцем Самохваловым, а тихоней Новосельцевым.
После этой роли Олега Басилашвили все советские мужчины искали пиджак как у Самохвалова. Сердца зрительниц он тоже разбил. Красавец, карьерист. Но подлец!
Сам Олег Валерианович мечтал сыграть робкого Новосельцева, но Рязанов был непреклонен. Впервые режиссер пригласил Басилашвили еще в «Иронию судьбы» на роль Ипполита. Но не сложилось.
«Там были драматические обстоятельства: умер отец. Басилашвили не попадал в график, хотя фотография уже была на пробах сделана», – рассказал профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения СПбГУ Сергей Ильченко.
Эту фотографию Надя в фильме и поднимает со снега. После «Иронии судьбы» Рязанов дал расписку, что будет снимать Басилашвили в каждом своем фильме. Но при этом говорил: такой красавец, как ты, не может играть хорошего человека.
Поэтому и в следующей ленте Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» Басилашвили досталась роль мерзавца Мерзляева. На сцене родного БДТ в Ленинграде Басилашвили в эти годы блистал в «Пиквикском клубе». Тоже в образе проходимца Джингля. «Реабилитироваться» Олег Басилашвили попытался в «Осеннем марафоне». Его Бузыкин нерешительный, податливый, но ведь он мечется между женой и любовницей.
Олег Басилашвили сыграл более 80 ролей в кино. Но Бузыкин особенно был ему дорог. Ведь он, говорил артист, вечно хочет блага, но совершает случайное зло.
«Сам он, безусловно, человек глубоко интеллигентный, невероятной порядочности и ответственности. И, может быть, именно в этой связи ему как актеру интереснее было играть героев отрицательных», – отметил ректор Российского института театрального искусства Григорий Заславский.
Впрочем, амплуа серцееда, шептались коллеги, появилось у него не просто так. После окончания школы-студии МХАТ Олег Басилашвили женился на актрисе Татьяне Дорониной. Они многое прошли: ютились в коммуналке, меняли города, театры. Доронина уехала за мужем в Сталинград, куда его отправили по распределению. Но в 1956-м брак дал трещину: Доронина приехала в Муром на съемки фильма «Невеста» – и вдруг выяснила: у мужа роман.
«Если бы не его измены, очевидно, никакого бы развода не было», – рассказала народная артистка СССР Татьяна Доронина.
Впрочем, их брак вспоминали коллеги-артисты, подточили карьерные амбиции. Георгий Товстоногов в БДТ позвал поначалу только Доронину. Она настояла: перейдет только с мужем. Ей Товстоногов давал крупные роли, а Басилашвили лишь эпизоды. После развода она уехала в Москву. Продолжила строить карьеру. Стала руководителем МХАТа – одного из крупнейших столичных театров. Басилашвили остался в Ленинграде. В 38 лет он сыграл Хлестакова в «Ревизоре». Тогда и пришел первый успех.
Впервые в кино Басилашвили появился в пять лет. Случайно! В 1939-м попал в кадр на съемках комедии «Подкидыш», когда катался на велосипеде по родной Москве. Столицу он покинул вместе с мамой и бабушкой в 1941-м. Эвакуировались в Тбилиси к родственникам отца, который ушел на фронт, Валериана Басилашвили. Но эту фамилию семья взяла уже в Грузии. До этого Валериан по паспорту был Басилов. А его дед и прадед согласно архивным документам подписывались как «Бачило». Само слово пошло от названия грузинского селения Басиани. Сегодня оно находится на территории Турции.
«Я очень люблю Грузию, особенно Тбилиси, где провел три военных года. Своих близких, свою семью», – признался Олег Басилашвили.
В 2011-м Басилашвили, уже народный артист СССР, снова в Тбилиси. На гастролях. В тот день с ним была Алиса Фрейндлих. На театральной сцене она последние 40 лет рядом с Олегом Валериановичем. Они ровесники. Люди одной эпохи. Встречались и в кино, но в театре – десятки раз. Тогда в Грузию они привезли спектакль «Дядюшкин сон». Басилашвили получил «Золотую маску» за роль престарелого князя, который пытается жениться и тем самым снова ощутить себя молодым.
«И сразу видно, что зритель ваш воспитан своим хорошим театром. Это очень ощущается, потому что ничто не пропало втуне, ни один поворот Достоевского. Все-таки Достоевский называл это «провинциальный анекдот», – отметила народная артистка СССР Алиса Фрейндлих.
На их спектакли всегда с трудом доставали билеты. Сегодня зрители записываются в очередь на месяцы вперед, чтобы посмотреть «Лето одного года», где Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили пронзительно играют пожилую супружескую пару. 60 лет назад Басилашвили с одним из лучших друзей актером Сергеем Юрским фантазировали о будущем. Изображая стариков, они шутили: и через полвека мы будем лучше молодых артистов. Время подтвердило догадку.
Подробнее в сюжете: Новости кино