Московскому академическому театру сатиры исполнилось 100 лет. За это время со сцены было показано более 400 спектаклей. Каждый собирал аншлаг, и многие вошли в золотой фонд российского театра. Подробнее – корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.
Это место, где создают все, что видит зритель на сцене Театра сатиры, – декорационный цех. Сейчас здесь приводят в порядок предметы интерьера спектакля «Укрощение строптивой». Постановке 30 лет, и за это время декорации износились.
«Вот рисунок был напечатан. Это печать на ткани. Раньше вручную: сдували, через сетки. Сейчас технологии меняются, что-то новое», – рассказала начальник декорационного цеха Московского академического театра сатиры Евгения Смирнова.
В малом репетиционном зале артисты готовятся к премьере. Это спектакль «Игроки» по пьесе Гоголя, которая считается незаконченной работой драматурга.
Работа не останавливается и между репетициями. Так происходит утверждение нового спектакля. Режиссер представляет макет постановки художественному руководителю и директору театра. Это будущая премьера – детский спектакль по мотивам сказок Шарля Перро.
«Делается все возможное для того, чтобы вернулся тот старый Театр сатиры, чтобы мы растили звезд у себя вот тут. Чтобы зрители приходили с великим удовольствием на наши спектакли», – отметила заведующая труппой Московского академического театра сатиры Бронислава Чунихина.
Как и 100 лет назад, каждое слово – чуть ли не компромат или памфлет на злобу дня. Высмеять какого-нибудь рядового партийного чиновника, нэпмана, служащего – цель, с которой создавался театр. Но в советское время обличения сатировцев стягивали в корсет цензуры.
«Действительно была цензура. Какие-то были глупые вещи, которые вырезали. Например, нельзя было в «Беге» Булгакова говорить, что тараканы находятся под неусыпным надзором профессора энтомологии Казанского университета. Нельзя Казанский, там Ленин учился», – вспоминает Народный артист России Юрий Васильев.
Валентин Плучек проработал в театре полвека. Режиссер, худрук, он коллекционировал звезд, которые говорили со зрителем на новом театральном языке – остром и ярком.
«Женитьба Фигаро» от сатировцев гремела на всю страну 18 лет, раскрасив, как писали критики, серую бетонную советскую жизнь.
Возле Театра сатиры разводили костры, чтобы ночью не замерзнуть в очереди за билетами. Сюда вызывали конную милицию, чтобы в день очередной премьеры зрители на снесли двери. Но спектакли стоили того.
Это, пожалуй, самый звездный на имена театр. На сцену здесь выходили по-настоящему народные артисты, и дело не в званиях: Папанов, Миронов, Мишулин, Васильева, Аросьева.
Александр Ширвиндт – одна из ярчайших страниц. Популярный актер, режиссер, педагог и худрук Московского театра сатиры. Ушел из жизни в этом году. 101-й сезон начинают со спектакля, посвященного ему.
«Это спектакль в жанре, как любил говорить Александр Анатольевич, милое баловство, о его жизни и творчестве», –рассказал актер, режиссер, ученик Александра Ширвиндта Антон Булгак.
Современный Московский театр сатиры в прошлом году объединили с Театром Джигарханяна. Сегодня в труппе 115 человек.
«Я помню, как я пришла сюда и играла по 33 спектакля в месяц. Я играла абсолютно все массовки. Одна из первых моих ролей была в спектакле «Тени» в постановке Андрея Миронова», – вспоминает народная артистка России Алена Яковлева.
В 101-й сезон труппа входит с новым худруком. Евгений Герасимов – народный артист России – раньше возглавлял Театр на Малой Ордынке.
«Мы немного обновляем и старые спектакли. «Укрощение строптивой», например. Мы обновляем костюмы, обновляем декорации. Артисты по-другому себя чувствуют», – отметил Евгений Герасимов.
Три большие премьеры представит Московский академический театр сатиры в этом сезоне.
Подробнее в сюжете: Театр
Читайте также: