19:54 13/10/2024

«Гора-людоед» Дхаулагири. Загадочная гибель пятерых опытнейших альпинистов из России. Журналистское расследование

Shutterstock/FOTODOM

Сразу пять российских альпинистов погибли на этой неделе в Непале во время восхождения на восьмитысячник Дхаулагири. Трое из членов группы имели титул «снежный барс» – это знак высшего мастерства. Дхаулагири называют «гора-людоед». Специальный корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова – о вершине, на которой гибнет каждый десятый альпинист.

«У меня была только веревка, которая задавала направление»:
«Я расценил это мероприятие как очень рискованное», – поделился альпинист Валерий Шамало. Он единственный выживший из команды альпинистов, которые 6 октября отправились покорять гору Дхаулагири в Непале. Погибшие – элита российского альпинизма. Руководил группой петербуржец Александр Душейко. Профи: тренер, инструктор, судья на соревнованиях, у него даже своя школа, а еще он герой. В 2021-м на пике Победы на Тянь-Шане спас коллег: тащил раненых на себе.

«На спуске, на высоте семи тысяч, один неподготовленный участник сорвался на сложном рельефе. А поскольку они все были в связке, он сдернул всю остальную связку», – говорил Александр Душейко в интервью телеканалу «МИР» в 2023-м. Парадокс: по одной из версий, несколько дней назад на Дхаулагири один из участников непальской экспедиции, похоже, так же сорвался и утащил связку альпинистов за собой.

Команду для штурма одной из высочайших точек планеты Душейко начал собирать весной этого года по всей стране. Искал способных к восхождению «без кислорода» и без сопровождения специальными проводниками – шерпами.

«Человек шел к своей цели, несмотря ни на какие преграды, преодолевая, и многое у него получалось», – рассказал альпинист, инструктор-методист Денис Киселев.

И в итоге нашел. «Снежного барса» из Северодвинска Михаила Носенко. У него все восхождения без травм, отменное здоровье. Олег Круглов из подмосковного Фрязино – альпинист первого разряда. Только на Эльбрусе он был несколько десятков раз. А весной 2024-го взял пик Исмоила Сомони – 7,5 тысячи метров.

Владимир Чистиков – из Пензы. Первый раз покорил горную вершину Аю-Даг вместе с отцом в три года.

«У него были две страсти – это музыка и горы. Вот он, собственно, в них самореализовывался постоянно», – сказал друг альпиниста Владимира Чистикова Алексей Горячев.

Дмитрий Шпилевой был президентом Федерации альпинизма и скалолазания Архангельской области. Всего на момент начала экспедиции собралось 14 человек, все знали, куда идут.

«Страх должен быть, потому что если идти совсем без страха, чаще всего это может привести к несчастному случаю. Поэтому бояться надо – это нормально. Это определенный адреналин, в этом и изюминка», – рассказал альпинист Дмитрий Шпилевой.

Дхаулагири, Дхау – как ее называют альпинисты, а еще «Белая гора», расположена в Гималаях. Но есть у нее и еще одно имя – «гора-людоед». Ее высота 8 167 метров.

«Самый опасный восьмитысячник, откуда более 40% альпинистов не возвращаются, это Аннапурна, это другая гора. Смертность по Дхаулагири, по статистике, по-моему, 16%. То есть из 100 человек поднявшихся 16 остаются там», – отметил Денис Киселев.

В 1969-м году под лавиной здесь погибло 11 альпинистов и два шерпа. В 1975-м по той же причине не вернулись в лагерь пять человек. В 1978-м при спуске сорвалось четыре спортсмена. Всего, начиная с 1960 года, свою смерть на склонах Дхау нашли более 80 путешественников.

«В прошлом году топовая российская альпинистка Надя Оленева трагически погибла на Дхаулагири, скорее всего, по роковой случайности», – рассказал мастер спорта по альпинизму, инструктор Тихон фон Штакельберг.

Группе Александра Душейко не везло с самого начала похода. С первых дней проливные дожди, затем мокрый снег, ветер. Весь инвентарь, палатки и еду несли не себе. Постоянно выходил из строя генератор. График подъема сбился. Страховки закончились, продлевать стали не все. Постепенно участники начали сходить с маршрута.

К моменту последнего штурма Дхаулагири в команде шесть человек. Многие – «снежные барсы». Это Душейко, Носенко, Чистиков, Шамало. Такой титул дают за покорение пяти высочайших вершин семитысячников, расположенных на территории бывшего СССР: пик Победы (7439 м), пик Хан-Тенгри (7010 м), пик Исмоила Сомони (бывший пик Коммунизма, 7495 м), пик Ленина (с 2006 года пик Абу Али ибн Сины со стороны Таджикистана, 7134 м) и пик Корженевской (7105 м), ныне Озоди.

Прежде чем взять восьмитысячную высоту, альпинисты поднимаются и спускаются более десятка раз – это колоссальная нагрузка, но жизненно необходимая. Так спортсмены готовят свое тело к перегрузкам, перепадам давления и кислородному голоданию. Но без помощи шерпов, да еще и с такой погодой, это задача на грани человеческих возможностей.

«В альпинизме есть понятие зоны смерти. Это высота примерно выше 7,5 тысячи метров, выше которой ничего живого быть не может», – отметил Денис Киселев.

6 октября в 6 утра группа Душейко приступила к последнему рывку. Но пошли впятером. Самый опытный в команде Валерий Шамало покорять Дхаулагири отказался прямо накануне выхода из лагеря.

«Все указывало на то, что к вершине мы подойдем уже, скорее всего, в темноте, в сумерках. Ночной спуск я оценивал как очень опасное мероприятие там, потому что по ночам очень сильные порывы ветра, очень сильные. Просто сбивают с ног», – поделился Валерий Шамало.

Пока основная версия гибели альпинистов – группа сорвалась. Предположительно, она пролетела 800 метров вниз, выжить после такого падения невозможно. Вероятно, спортсмены были в одной связке, экономили силы.

«Обычно ходят связкой по двое, по трое, такая группа более мобильная, она позволяет оперативнее и эффективнее отреагировать на такие вещи, как если напарник поскользнулся или споткнулся, полетел. Ты делаешь определенный страховочный прием и задерживаешь его и себя. В пятерке это очень сложно», – рассказал Сергей Шибаев.

Не исключен и человеческий фактор: люди просто устали, расслабились, как это часто бывает на спуске, и допустили смертельную ошибку. Но точная причина трагедии в Непале, возможно, станет известна, когда тела погибших вывезут со склона. Пока погода, которая так мешала альпинистам брать вершину, не позволяет провести эвакуацию. Дхаулагири как будто не отпускает тех, кто осмелился на нее посягнуть.