12:53 18/10/2024

Многовековые традиции. Чем казахские ковры отличаются от туркменских и иранских?

Ковры, сотканные много веков назад, увидели жители Астаны. Произведения ремесленного искусства представлены на выставке изделий казахского ковроткачества, передает корреспондент «МИР 24» Асель Русалиева.

В коллекции Сержана Баширова полсотни ковров. Рассказывает, что казахские мастерицы в орнаментах зашифровали уникальный код народа. Сохранить его и передать потомкам очень важно.

«Наши ковры никто не пропагандировал никогда, и они исчезают. Может, до революции ткали и в других регионах. Сейчас это Кызылординская область, Мангыстау, казахи Новаийской, Самаркандской, Бухарской областей ткали, Ташкентской области, и самое интересное – Костанай, Торгай до 2000-х годов ткали», – рассказал коллекционер ковров Сержан Баширов.

Возродить интерес к ковроткачеству хочет и Сандугаш Бейсенбекова. В память о своей бабушке, которая передала ей любовь к этому ремеслу. Женщина собрала на выставке больше 50 уникальных изделий. Есть работа по мотивам пазырыкского ковра, датируемого V веком.

«Казахстан был обителью сакских племен. Самый древний ковер был найден на территории Алтая. Это на границе между Казахстаном, Монголией и Россией. Если посмотреть научную литературу, есть два дискурса. Одни считают, что этот ковер- наследие акихинидской цивилизации, то бишь иранской. Другие считают, что это наследие сакских племен. Я думаю, это возможность заново посмотреть на нашу историю», – рассказала организатор выставки Сандугаш Бейсенбекова.

Казахские ковры отличаются от туркменских или иранских не только орнаментами и узорами, но и материалом. Мастерицы ткали их исключительно из грубой бараньей шерсти. Ее вручную мыли и красили. На производство одного изделия уходило больше месяца.

«Каждый орнамент на ковре имеет смысл. Это, например, тумар – оберег. Он от сглаза на семью. Есть еще узор бараний рог. Он обозначает богатство, достаток. Раньше ведь ковры ткали в подарок детям, внукам. Поэтому через орнамент передавали какое-то пожелание, благословение», – рассказала мастер по изготовлению ковров Батпа Алимкожаева.

Раньше сложно было представить дом казаха без ковра – это был не просто предмет интерьера, но и семейная реликвия, символизирующая силу рода. Возродить эту традицию и предлагают организаторы выставки.