Соперники и зарубежные журналисты называли его «черным пауком», «черной пантерой», «спрутом» и даже «дьяволом». В своей неизменной черной футболке с длинными рукавами он умел перемещаться так стремительно, словно находился в нескольких местах сразу. 22 октября исполняется 95 лет со дня рождения легенды отечественного футбола – прославленного советского голкипера Льва Яшина.
Он был лучшим вратарем мира и до сих пор остается эталоном голкиперского мастерства. В 1963 году он был удостоен «Золотого мяча» – приза, который вручается лучшему футболисту Европы. С тех пор прошло более 60 лет, но ни один вратарь не удостаивался такой чести. За всю историю этой престижной награды «Золотой мяч» 48 раз вручали нападающим, и лишь один раз – вратарю. MIR24.TV рассказывает как Лев Яшин на заре своей спортивной карьеры пропустил в ворота целых четыре мяча подряд, и как он стал самым успешным голкипером мира.
Смотрите документальный фильм «Рожденные в СССР. Лев Яшин» 21 октября после полуночи на телеканале «МИР»
Лев Яшин родился 22 октября 1929 года в Москве, в самой обычной рабочей семье. Папа его был слесарем, мама трудилась на фабрике резиновых изделий. Мальчик тоже собирался после школы встать к станку, но сделать это пришлось куда раньше. Когда началась война, он с родителями оказался в Ульяновске. Этот город стал местом эвакуации 17 промышленных предприятий из Москвы и других городов. Рабочих рук не хватало, и Лев Яшин уже в 12 лет получил квалификацию слесаря и стал работать на заводе.
После войны Яшины вернулись в Москву. Подросток продолжал работать на заводе, а по вечерам играл за любительскую команду «Красный Октябрь» из Тушино. Много позже он рассказывал в одном из интервью: «Как и все ребята нашей столицы, я начал лупить по мячу на всяких пустырях и других «футбольных полях», на которых ребята гоняют мяч или его подобие. Лишь с шестнадцати лет я начал играть в составе настоящей команды. Это была команда завода, на котором я работал. Мне сначала хотелось играть в нападении, так как я любил забивать мячи, но высокий рост и прыгучесть предназначили меня на игру вратарем. Уже в первом матче руководители моего клуба навязали мне этот пост и правильно сделали».
Впрочем, никаких долгоиграющих футбольных планов у Яшина в то время не было. Сперва 18-летнего вратаря-любителя призвали в армию. Там он, конечно, продолжал играть, когда появлялась такая возможность, и даже выступал за команду своей части. На одной из любительских игр его и заприметил тренер футбольного «Динамо» Аркадий Чернышев. Тогда спорт еще не был так широко развит. Конечно уже существовали десятки спортивных школ при спортивных обществах «Динамо», «Спартак», ЦСКА, ОСОАВИАХИМа и так далее. Но молодые люди нередко приходили в большой спорт и из любительских команд.
Сначала Лев Яшин выступал за молодежную команду «Динамо», потом его потихоньку начали подтягивать к основному составу. Но все равно к 21 году Яшин был только третьим голкипером «Динамо». Шансов проявить себя у него было немного: он мог бы так и остаться на скамейке запасных. И тут сперва заболел второй вратарь клуба, а затем по ходу матча со «Спартаком» сломался и основной. Вот он – шанс для молодого парня отвоевать себе место в стартовом составе. Но это был еще не его звездный шанс. Яшин пропустил обидный гол, столкнувшись с защитником собственной команды, чем вызвал насмешки соперников и партнеров по команде.
Это еще не все: через неделю ему пришлось пережить по-настоящему обидное фиаско. Игра с тбилисским «Динамо», переполненный стадион, комфортный счет 3:0, Яшин в основном составе. Что произошло с 57-ой по 70-ю минуту – объяснить не мог никто. Даже сам вратарь. Сначала нападающий соперников Автандил Гогоберидзе без труда реализовал пенальти, а затем за три минуты Николай Тодрия, Борис Пайчадзе и тот же Гогоберидзе добавили еще три гола.
Пропустить четыре гола в уже, по сути, выигранном матче, да еще и всего за 13 минут – подобные случаи в истории футбола можно пересчитать по пальцам. Как свистели тогда трибуны! Ничего, всего через несколько лет они не свистели, а ревели от восторга, когда Лев Яшин выходил на поле и брал очередной мяч.
А в тот момент Яшин даже думал уйти из футбола – и всерьез заняться хоккеем. На льду у него получалось играть значительно лучше. Он даже стал обладателем кубка СССР по этому виду спорта и заслужил бронзовые медали чемпионата. Более того, его рассматривали в качестве одного из голкиперов для поездки на ЧМ-1954. Но Яшин решил все же сконцентрироваться на футболе.
Прошло еще несколько лет, а Яшин все оставался на скамейке запасных. При этом исключительное упорство третьего вратаря, его человеческое обаяние и верность обществу «Динамо» не могли остаться незамеченными. Вся команда поддерживала Яшина и заступалась за него перед руководством команды.
Все это время он упорно тренировался, вырабатывал свой собственный стиль игры. Единственное, что в нем осталось от дворового вратаря – желание участвовать в игре по всей территории поля. До него голкиперы в основном орудовали только в самих воротах и во вратарской зоне. Что такое «идти на мяч» никто даже и не знал. Считалось, что нужно развивать рефлексы и мышцы, чтобы не допускать мяч в ворота. Яшин сделал ставку совсем на другие качества. В первую очередь, на умение «читать игру». Не можешь дотянуться до мяча после сильного удара – тогда вообще не дай нападающему ударить. Этой философии и следовал Яшин в течение всей своей карьеры
В 1953 году первый и второй вратари покинули команду. Один уехал в Минск, другой в Тбилиси. Нового голкипера искать не стали – решили все же довериться Льву Яшину. Тем более что к тому времени он слепил из себя такого мастера, каких еще поискать!
Неожиданным преимуществом Льва Яшина стало и то, что за три года вне игры он успел со скамейки запасных посмотреть очень много футбольных матчей. Вратарь присматривался к игрокам соперника, запоминал кто, как и когда бьет по воротам.
В его голове собралось по отдельному досье на каждого атакующего игрока Советского Союза. Лев Яшин безошибочно угадывал, когда мяч прилетит ему в ближний угол, а когда в дальний, верхом или низом, с подкруткой или без. Именно эта вратарская прозорливость помогла Яшину пропустить так мало голов за свою карьеру.
Уже в первом полноценном сезоне Льва Яшина в 1954 году его команда стала чемпионом СССР. Сам голкипер заслужил приглашение в сборную СССР и с тех пор не терял лидерство ни в ней, ни в родном клубе.
По-настоящему знаменитым Лев Яшин стал в 1956 году, после Олимпиады в Мельбурне. Перед отъездом футболистов на Олимпиаду задачу им ставил сам Хрущев – побеждать, иначе засадит все футбольные поля кукурузой. «Я должна напомнить, что Олимпиада 1956 года – это всего десяток лет после страшной войны. Вам, сегодняшнему поколению, это невозможно представить. Из ничего поднималась страна», – рассказывала чемпионка той Олимпиады, гимнастка Лидия Иванова.
И вот сборная СССР по футболу, которую все команды мира считали не слишком опытной и точно неопасной, сотворила чудо: выиграла турнир, пропустив всего два мяча. Причем финальную игру Яшин «отстоял на ноль», то есть не пропустил ни одного гола. Обратно олимпийцы прилетели во Владивосток, оттуда ехали на поезде через всю страну.
«К поезду на каждой станции толпами приходили люди – специально для того, чтобы посмотреть на Яшина, – рассказывала в интервью Лидия Иванова. – И я помню полустанок, остановка две минуты. Дед весь в сосульках, обросший, подходит и говорит: «Где Яшина увидеть?». Представляете, он 500 верст прошел, чтобы только посмотреть на Яшина».
Дальше был кубок чемпионов Европы, множество национальных трофеев. В 1963 году голкипера пригласили в сборную Мира на матч против сборной Англии в честь столетия британского футбола. Там Яшин отыграл свой тайм в «ноль», спасая ворота в почти безнадежных ситуациях. После игры и товарищи по команде, и соперники не скупились на похвалы в адрес Яшина.
Английский спортивный обозреватель Джефф Эллис писал: «Сейчас всем ясно, что Яшина прозвали «спрутом» не для красного словца. Его предвидение просто сверхъестественно. Его ловкость превосходна, его храбрость поразительна». А англичанин Джимми Гривз, который так и не смог забить гол Яшину, был лаконичен. «Яшин просто великолепен», – сказал он.
В конце того же года Лев Яшин стал первым и последним голкипером в истории, кто получил «Золотой мяч» – награду лучшему футболисту Европы.
При этом до последних дней Лев Яшин был уверен, что все эти награды – заслуга не столько его самого, сколько людей, которые его окружали. Родителей, мальчишек, с которыми он гонял мяч во дворе, тренеров команды, партнеров, которые не подпускали нападающих соперника к воротам и всех, кто помог ему стать главным вратарем XX века.
Болельщики знали, что Лев Яшин практически всегда ходил в кепке. Вот что сам голкипер рассказывал в одном из своих интервью:
«Все спортсмены по-своему суеверны. Я от этого недостатка не открещиваюсь. У меня есть свой талисман. Это моя кепка. Ни за что на свете я с ней не расстанусь. Вот уже пять лет, как я играю в ней. А ее предшественница проработала десять лет, но теперь она ушла в почетную отставку. Я не рискую надевать ее, так как она залатана. Но я беру ее всегда с собой. В Марселе мои почитатели вырвали ее у меня, и пришлось их умолять вернуть мне мой талисман».
Почти через 20 лет после завершения спортивной карьеры Лев Яшин получил звание Героя Социалистического труда. Это случилось 18 марта 1990 года. А через два дня прославленного спортсмена не стало. Прошло еще неполных два года, и исчезла страна, за которую он выступал. А память о непобедимом голкипере Льве Яшине осталась.
Подробнее в сюжете: Футбол
Читайте также: